Стрела должна быть острой

М Мануильский| опубликовано в номере №255, март 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хорошая, ядовитая и смешная карикатура - это острое оружие самокритики, средство перевоспитания масс. Карикатура - острая стрела, бьющая наповал врага, убивающая смехом. Но для этого карикатура должна быть злободневной, конкретной, злой. Художник - карикатурист является передовым бойцом за социалистическое строительство, он смело разоблачает классовых врагов, бьет по недостаткам нашей работы, помогает своим оружием мобилизовать массы на борьбу с конкретными носителями зла.

Первая статья о художкорах, помещенная в «Смене», вызвала ряд откликов, писем, запросов. В редакцию поступило много карикатур на отзыв. Из полученных рисунков обращают на себя внимание карикатуры красноармейца Н. Квачева.

Хорошая, острая карикатура должна обладать следующими качествами: во - первых, она должна быть остроумной по теме, во - вторых, хорошо нарисована, и, в - третьих, быть конкретной. Все эти качества налицо у т. Квачева. Тов. Квачева нельзя считать уже сложившимся художником - карикатуристом, у него еще есть много недостатков: в его рисунках нет еще школы, его разрешение темы незатейливо и не отличается особенной сатирической фантазией, но все же его рисунки выделяются и показывают большую любовь т. Квачева к рисунку и его работу над собой.

На одном рисунке дан красноармеец, заснувший на посту. В руках у него вместо винтовки торчит метла. Это смешно. Карикатура жива, остра, она колет.

На другом рисунке на перо военкора посажены разгильдяи. Эта тема довольно стара, она неоднократно разрешалась рядом карикатуристов. Но т. Квачев сумел в этой отарой теме найти ряд новых смешных положений. Один из разгильдяев зацеплен за длинное ухо, другой повис носом на кончике пера. Благодаря этим деталям карикатура заиграла.

Рисунки т. Квачева обладают еще и тем достоинством, что выведенные в них лица зарисованы с портретным сходством. Мы не знаем тех персонажей, на которых дана карикатура, но бросается в глаза то, что это живые лица, что рисунок очень конкретен, он бьет по разгильдяям определенной воинской части. Благодаря такой конкретности сила карикатуры, ее воздействие необычайно повысились. И именно благодаря своей конкретности карикатура достигает художественного обобщения.

Тов. Башкирова (Павлово на Оке) дает карикатуру - шутку на юнкора, который, даже будучи больным, в постели ищет обличительного материала на доктора - сестру... Карикатура неплоха по теме. Но т. Башкирова в рисунке настолько «перешаржила» лица и самого юнкора и доктора и сестры, что они уже не смешны. Надо, рисуя лица в карикатуре, брать их живыми, шаржируя в меру. Рисунок, оторванный от действительности, где лица не похожи на живых людей, а скорее на маски, лица «вообще», - такой рисунок не дает ничего читателю и скорее производит досадное впечатление.

Карикатура должна быть новой по теме и не повторять уже использованной темы. А как раз этим грехам страдают рисунки т. Клименко (Казахстан). Один из его рисунков изображает связанного рабочего. Сзади к голове рабочего приставлен револьвер в руке фашиста. Подпись: «Убит при попытке к бегству». Другой рисунок: изображен фашист, весь составленный из знаков свастики - глаза, нос, сердце. Подпись: «Признаки чистой арийской расы».

Обе эти темы уже были использованы в печати: первая в «Крокодиле», вторая - в «Известиях», причем карикатуры были гораздо лучше, с мастерством и убедительной силой, чего как раз и не хватает т. Клименко, потому что он работает на незнакомом ему материале. А рисовать то, чего не видел и не знаешь, - значит давать безжизненный, мертвый рисунок. Оставьте, т. Клименко, фашистов, а сами займитесь рисованием карикатур на конкретных носителей зла у себя в Семипалатинске. Это будет гораздо полезнее.

Тов. Барабаш (Харьков), по его словам, студент техникума. Его письмо полно грамматических ошибок. Он пишет: «Преподователь», «предлогаю», «грамафон», «примировать» и т. д. Эти ошибки не случайны. Тов. Барабаш сообщает о себе, что он карикатурой занимается с 1926 г. А его карикатуры так же неграмотны, как и его письмо. За 8 лет работы, при любви к делу, т. Барабаш мог бы научиться рисовать гораздо лучше.

Тов. Барабаш прислал набросок плаката: посредине - вопросительный знак, в него врисовано лицо. По одну сторону от этого лица» - выигрышные займы, клуб, радио, книги, по другую - пивная с изображением раков, рядом пьяный держится за уличный фонарь. Подпись: «Что лучше?»

Если т. Барабаш хотел разрешить этот гамлетовский вопрос, то он должен был бы найти такие положения з рисунке, которые бы действительно убеждали читателя, что культура лучше, чем пивная. А т. Барабаш своим рисунком никого не убеждает. У него в рисунке беспомощное, механическое нагромождение предметов без той внутренней логической связи, которая делает рису - нок убедительным.

Рисует г. Барабаш слабо. В своем письме он жалуется, что харьковский журнал «Красный перец» почему - то не помещает его рисунков. Вот поэтому - то и не помещает, что рисунки его плохи, невыразительны. А там, где карикатура плоха, она превращается в свою противоположность. В самом деле, по рисунку т. Барабаша кажется, что пивная лучше чем культура. Тов. Барабашу надо учиться упорно работать над собой, если он хочет стать карикатуристом.

Этот же совет следует дать всем товарищам, которые запрашивают, могут ли они рисовать карикатуры. Карикатуристы - художники не возникают внезапно и чудесно, они вырабатываются большой школой, упорной учебой и работой над собой. Надо иметь большую любовь к этой работе, твердое стремление овладеть техникой, непрерывно работать.

Победа никогда не приходит сама, ее нужно завоевать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены