Таким образом, Гальвани случайно открыл так называемую «электрическую пару» металлов, дающую постоянный электрический ток. Этой «парой» через 11 лет воспользовался другой итальянский ученый - Александре Вольта, чтобы построить уже настоящую электрическую батарею, в которой электричество давали медные и цинковые кружочки, отделенные друг от друга тонкими кружками войлока, смоченного разбавленной серной кислотой. Эти кружочки, положенные вперемежку друг на друга, образовали столбик, - отсюда название батареи «Вольтов столб». Соединяя проволокой два соседние или крайние кружка, Гальвани получил электрический ток, который шел по проволоке от одного металла к другому.
Так создались электрические элементы, которыми мы пользуемся до сих пор для звонков, телефона и т. п. В память Гальвани эти элементы названы гальваническими. Как ни важно было практическое значение гальванических элементов, все же они не могли быть широко применены в жизни. Прежде всего, они не могут безостановочно работать; им нужно «отдыхать». Затем, каждый отдельный элемент дает слишком слабый ток, и для того, чтобы осветить большую площадь или привести в движение большую машину, потребовалось бы очень много элементов, соединенных в одну батарею. А работа такой батареи обошлась бы чрезвычайно дорого.
Поэтому, до открытия Михаила Фарадея, электричеством можно было пользоваться больше для научных, чем для практических целей.
Благодаря же открытию Фарадея, стало возможным сделать такие электрические машины, которые добывали электричество в любом количестве и давали токи любой силы и любого напряжения. Все динамо-машины, дающие электрический ток от первоначальных образцов до современных, по существу, состоят из мягких железных магнитов, мимо концов (полюсов) которых проносятся катушки, обмотанные тонкой медной проволокой (или же, наоборот: такие катушки стоят неподвижно, а магниты движутся между ними).
Скоро инженеры нашли способы накапливать электричество в особых приборах - аккумуляторах (как воду накапливают в водоемах), и пользоваться им по мере надобности, независимо оттого, работает ли в данную минуту динамо-машина или нет.
Наконец, электричество превращено в двигательную силу. В технике электрические двигатели, бесшумные и быстроходные, давно находят самое широкое применение. Маленькие двигатели, вертящие лопасти комнатных вентиляторов, встречаются теперь очень часто, не говоря уже об электромоторах, приспособленных к токарным станкам, трамваям и пр.
За сто лет электричество успело стать необходимым не только в лаборатории, но в технике и в домашнем обиходе человека.
1) Другими словами: при помощи простого магнита получать электрический ток, а при помощи электрического тока - получать магнит.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.