Этика поведения
В моей почте встретились два письма. Они легли рядышком в одну папку, и иногда мне чудится, будто я слышу их нескончаемый и трудный спор.
По соображениям, которые далее станут вполне понятными, не называю фамилий авторов, а письма условно обозначу так: «письмо от бабушки» и «письмо от внучки».
Письмо от бабушки пришло из Ленинграда.
«Хочу задать вам вопрос: как должны вести себя проживающие вместе члены одной семьи, разные по возрасту? Мне 76 лет, моей дочери — 52, внуку и его жене — чуть больше 20. Должно ли быть, несмотря на возраст, какое-то уважение друг к другу?
Вот как у нас бывает...
Внук, торопясь на работу, переобувается в большой комнате и убегает, оставив там домашние тапочки. Я, инвалид, после его ухода убираю их в прихожую, подталкивая костылем. А в ответ на замечание слышу: «Не обращай внимания».
У внука с женой есть магнитофон — целый агрегат, По-моему, такие вещи приобретаются для дискотек или клубов. Конечно, если умело пользоваться, можно и дома слушать, но не забывать при этом про окружающих. Нередко внук переписывает взятую у друга пленку или прослушивает новые записи. Но почему же все эти действия происходят ночью? Я не могу спать. Начну говорить дочери, а она: «Не обращай внимания».
Приедут молодые с прогулки последней электричкой. И тут начинается: купание, разогревание ужина, свет во всех комнатах, хождение взад-вперед, голоса на полную мощь. И опять не обращай внимания...
Неужели я уже выжила из ума и перестала понимать, что к чему? Очень прошу, объясните: неужели мне действительно не надо обращать внимания на такие «мелочи»?»
Вопросы, поставленные в письме, конечно, чисто риторические. Закон уважения к старости относится к числу тех изначальных, первоосновных общечеловеческих нравственных принципов, которые, словно аксиомы в геометрии, безусловны, обязательны и не нуждаются в доказательствах.
И это понятно.
Историки считают, что в самых ранних общностях наших первобытных предков встречалось два типа отношения к старикам. В одних племенах человека, неспособного добывать пищу себе и другим, отправляли к «верхним людям», ибо племя, если оно хотело выжить и существовать, должно было обеспечивать другую категорию иждивенцев — малых детей. Но были племена, где старикам старались продлить век и скрасить существование, причем не только из соображений гуманности, но и из элементарного здравого смысла. Люди неоднократно убеждались, что мудрость и опыт пожилых зачастую больше значат для племени, чем лишний кусок мяса или горсть ягод.
Мне кажется убедительной такая версия: в борьбе за выживание побеждали те общности, где берегли и почитали стариков. Так повторялось из века в век, из поколения в поколение. Вот почему уважение к старости вошло в плоть и кровь человека, легло в фундамент общечеловеческой морали и находит свое выражение в правилах этикета всех стран и народов.
Соблюдение этих правил не требует от молодежи каких-то особых усилий. Просто надо помнить, что для пожилого человека важнее всего покой, возможность жить привычно и размеренно.
Перечитаем еще раз письмо бабушки. Пожилая женщина не проявляет деспотизма, не капризничает. Ей нужно так немного: порядок и отдых. И решить эту проблему нетрудно: не греметь кастрюлями в кухне, по ночам приглушать голоса, умерить поток воды в ванной и отложить удовлетворение музыкально-эстетических потребностей до более подходящего часа. Если все же случилось потревожить покой больного и слабого человека, то не обижать его бездушной отговоркой: не обращай, мол, внимания, — а просто извиниться.
Нельзя не считаться со вкусами, привычками, а иногда и с невинными причудами пожилого человека. Сами посудите, стоит ли внучке стесняться своей бабушки и вести с нею войну только потому, что та, переехав в город из деревни, никак не расстанется с привычкой всегда, при любом наряде покрывать голову платком? Или «ох уж этот дед»: с утра до вечера выпиливает лобзиком затейливые рамочки из фанеры и всю стенку возле своего диванчика увесил пожелтелыми фотографиями многочисленных родственников и друзей. Ну и что? Неужели для нас эти дорогие сердцу старого человека пристрастия менее важны, чем строгое следование канонам представлений о современном интерьере?
И еще одно. Старость чревата угрозой одиночества. Сколько горьких слов обиды в письмах тех, кому за 60 и более: «Дочь не звонила целую неделю. Неужели трудно? Дождется, что когда-нибудь чужие люди ответят по моему телефону». «У меня трое племянников. Я люблю их, как родных детей. А из них хоть бы один поздравил с днем рождения!». «Внук у меня единственный, живет далеко. Только и радости, что письма от него. А ждать этих писем приходится месяцами».
Разная бывает старость. Бывает она творческой, активной, светлой, деятельной. А счастливой?..
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Старость не может быть счастливой, радостной. Это невежды выдумали слова «счастливая старость». Старость может быть спокойствием или горем. Покоем она становится, когда ее уважают. Горем ее делают забвение и одиночество».
Мысль эта, на мой взгляд, далеко не бесспорна. Но доля истины тут есть.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ
Повесть
Продолжаем разговор, начатый в № 4 за 1984 год статьей В. Переведенцева «Подросток, который умеет и любит работать»