Каждый день во все города нашей страны отправляют с этого завода ящики с готовой продукцией. На их стенках, рядом с адресом, стоит клеймо отправителя: марка «СГПЗ № 3». В ящиках запакованы подшипники шариковые, роликовые, игольчатые, подшипники с железными, латунными обоймами. Размеры подшипников самые различные. Одни из них настолько малы, что их можно набрать в горсть до сотни штук, но есть и такие, что двумя руками с трудом поднимешь.
Саратовский государственный подшипниковый завод - ещё очень молодое предприятие. Большинство рабочих этого завода - молодые девушки и юноши не старше 25 лет.
... Знакомство с заводом молодые работницы в синей форме учащихся ремесленного училища начинают со двора - сада, с клумбами и тополями, высаженными вдоль заводской ограды. Перед большой круглой трибуной в центре двора стоит доска почёта. Прежде чем повести новичков в цехи, старый мастер останавливается перед портретами лучших стахановцев завода.
Девушки слушают рассказ об инициаторе Всесоюзного соревнования шлифовальщиц депутате Саратовского горсовета комсомолке Елене Воробьёвой и её комплексной бригаде, о молодом вожаке бригады отличного качества в цехе массивных сепараторов токаре - комсомольце Александре Пузрове, о рационализаторах - шлифовальщицах Марии Гришаниной, Любе Волковой, Нине Жегло...
В шлифовальном цехе происходит встреча будущих станочниц с инструктором - наладчиком, знатной стахановкой завода Еленой Воробьёвой.
Она совсем ещё молодая, эта девушка в халате и цветной косынке. У неё серые очень внимательные глаза и мягкая, застенчивая улыбка.
Постепенно, из месяца в месяц, набирала темпы бригада Воробьёвой. Её имя не сходило с доски почёта завода, она выступала на общезаводских слётах стахановцев, рассказывала об опыте лучших шлифовальщиц бригады. Члены бригады теперь сами учили новеньких работниц налаживать станки, распределять каждое движение, экономить время.
Самым, пожалуй, значительным достижением бригады Воробьёвой было сокращение времени машинной обработки дорожки кольца подшипника.
Во всех учебниках и инструкциях по шлифовальному делу сказано, что число качаний головки шпинделя должно быть строго ограниченным, иначе будет брак - ожог поверхности жёлоба кольца.
Против этой «истины» восстали Елена Воробьёва и её подруги.
- Давайте проверим ваши расчёты экспериментальным путём, - сказал, выслушав внимательно девушек, главный технолог завода тов. Кожалин и распорядился, чтобы на станках Воробьёвой, Американовой, Голубевой были укорочены шкивы и увеличено число оборотов шпинделя шлифовального круга.
В день испытания в цех пришли инженеры, техники.
Началось испытание нового режима. Первая партия отшлифованных колец была осмотрена, выверена на приборах, прошла лабораторный анализ.
- Кольца отличного качества. Ожоги не только не увеличились: они исчезли совсем, - сообщили в этот же день директору завода.
Это была значительная победа. Время машинной обработки кольца сокращалось на 30 процентов. Если, скажем, раньше Лиза Регина делала за смену 300 - 350 колец, то теперь отдел технического контроля принимает от неё до 600 колец.
Комитет комсомола принял решение - написать о достигнутых успехах бригады Воробьёвой в газету, распространить опыт саратовцев на другие заводы страны.
В прошлом году Саратовское областное издательство выпустило брошюру Елены Воробьёвой. В небольшой книжке, озаглавленной «Как я добилась высокой производительности труда», автор рассказывает о своих методах работы на двух станках, о переходе на повышенные скорости, о борьбе за отличное качество продукции. Особая глава посвящена обмену опытом между стахановками - шлифовальщицами на Саратовском заводе.
На общезаводском вечере обмена опытом Воробьёва сообщила:
- Летом я переписывалась с одной девушкой, которая также работает шлифовальщицей на одном из заводов Алтая. Она писала мне, что некоторые наши приёмы ручной и машинной обработки кольца она перенесла в свою бригаду. Со мной она тоже поделилась опытом, и я постараюсь передать его нашим шлифовальщицам.
Уже год работает Воробьёва инструктором - наладчиком. Чтобы хорошо учить других, надо много знать самой. После работы на заводе Воробьёва идёт на занятия в вечерний машиностроительный техникум.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из романа «Предшественник»