... Сегодня в Палехе большом день. По зеленым улицам тихого посёлка идут люди к дому правления Товарищества художников. Сегодня заседает Художественный совет, который просмотрит все, что сделали мастера за последнее время. Здесь будет дана строгая, нелицеприятная и справедливая оценка каждой шкатулке, каждой миниатюре. Длинный стол, покрытый зелёным сукном, плотно заставлен черными лакированными коробками самых разных форм и размеров. Их названия, размер, а потом и оценку, данную Художественным советом, заносят в толстый журнал, страницы которого скупо, но точно рассказывают о том, что за долгие годы сделано палешанами.
Собираются члены Художественного совета. Все они старики, основатели и активные строители палехского Товарищества: Котухин, Дыдыкин, Зиновьев, Маркичев, Буторин, Вакуров, Парилок, Правдин. Художественный совет открывает его председатель Константин Куприянович, Евмененко. Он громко объявляет:
- Обсуждается работа Алексея Викторовича Ковалёва «Слава шахтёрам - героям труда!» - и передаёт высокую шкатулку в руки первого члена Художественного совета. Тот долго, внимательно, словно обдумывая каждый штрих, рассматривает работу молодого мастера и отдаёт её соседу. В большой комнате очень тихо. Здесь смотрят, взвешивают меру труда и таланта, оригинальность замысла и композиции и думают, долго думают, прежде чем сказать свое веское мнение. Его трепетно, волнуясь и тревожась за свор детище, ждёт художник, чье творчество, хотя и самостоятельное, ещё должно направляться опытом и талантом старших.
Тихо. Кажется, ещё мгновенье - и услышишь, как бьётся сердце молодого мастера. Он сидит, повернувшись к солнцу, льющемуся сквозь чисто промытые окна, его глаза неотрывно смотрят вдаль, и весь он ожидание и надежда. О чём он думает? Может быть, о своей недавней учёбе в художественном училище, которое он кончил уже после войны, вернувшись из Берлина солдатом победившей армии. Может быть, в его воображении маячат очертания уже новой работы, которую он взялся написать к Осенней выставке и назвал «Сталин - это Ленин сегодня»... Быть может, он пытается проникнуть в мысли стариков, решающих сейчас судьбу его шкатулки, ещё и ещё допрашивая себя, всё ли он сделал правильно. Ведь он хотел показать торжественный и радостный момент выхода из шахты забойщиков, поставивших новый трудовой рекорд. Рабочих встречает весь город. Это новый, прекрасный город, залитый золотом солнечных лучей, украшенный величественными дворцами, памятниками и цветами. Это город Коммунизма, и люди его здоровы, красивы, нарядны, веселы. Они непохожи друг на друга, у каждого свой характер, свой внешний облик. Удалось ли всё это показать ему, Алексею Ковалёву?
- Да, удалось! - сказал после подробного и горячего обсуждения Художественный совет и постановил: шкатулку рекомендовать на московскую выставку, посвященную 25 - летию советского Палеха. На том же Художественном совете обсуждалась миниатюра Александра Борунова «Вызов на соревнование», в которой автору удалось, несколько отойдя от традиционности, создать несомненно реалистическое произведение в стиле Палеха. Звеньевая, Герой Социалистического Труда, вызывает на соревнование бывшего фронтовика - бригадира тракторной бригады. Окружённая подругами, каждая из которых наделена выразительными индивидуальными чертами, она выглядит настоящим вожаком этой чудесной молодёжи.
Тема обновлённого крестьянского, колхозного труда издавна любима палешанами. Этот труд советского крестьянина предстаёт в творениях художника поэтичным и радостным. Сейчас А. Борунов задумал новую шкатулку - «Первый сноп».
Художница Тамара Зубкова, дочь одного из создателей Товарищества, участница девяти советских и зарубежных выставок, автор таких работ, как «Будьте здоровы, живите богато!» и «Каменный цветок», говорит:
- Каждая работа - искание. Ищешь способ правильного выражения содержания, мысли. Ищешь путь к сердцу советского человека, которого изображаешь и для которого работаешь. Когда я готовилась к выставке, посвященной 25 - летню комсомола, мне хотелось передать силу любви нашей молодёжи к матери - Родине, её патриотизм, её ненависть к врагу. Так появилась на свет работа «Отомсти!». А когда недавно Комитет по делам искусств заказал мне шкатулку к организуемой юбилейной выставке, я выбрала внешне простую тему - «Урожай». Но сколько я мучилась, искала, смотрела и переделывала, пока не решила, что это будет «пятистворчатая» композиция, повествующая обо всех этапах уборки богатого колхозного урожая!...
Это горение и постоянные искания характерны и типичны для молодого поколения палешан.
Понятие «работать» для них - это не только бесчисленные эскизы карандашом, тончайшей кисточкой, пером, - это и долгие часы, проведанные за книгой в библиотеке, это учёба и непрерывное совершенствование мастерства, это - глубокое и вдумчивое изучение истории большевистской партии, произведений Ленина и Сталина. Всё это делает кругозор молодого художника широким и разносторонним, все это помогает ему творить.
Анна Котухина, создавшая уже сто превосходных работ, вместе с Зубковой и Мельниковым блестяще оформившая «Сказку о мёртвой царевне» в ленинградском Малом оперном театре, работает над большой композицией «Клятва». Эта работа посвящена клятве товарища Сталина над гробом Ленина. «Ведь вся жизнь советского народа, - говорит молодая художница, - есть выполнение клятвы вождя. Как же должен быть горд и счастлив художник, которому доверили такую работу!»
Последний ларец Григория Мельникова, «Нас вырастил Сталин», - гимн вождю и молодёжи сталинской эпохи. Молодёжь в индустрии и сельском хозяйстве, на войне и в науке показана просто и правдиво, поэтично и приподнято. Великий Сталин воодушевляет её на труд и творчество.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из романа «Предшественник»