«Сталинградская битва»

Ник Кемарский| опубликовано в номере №483, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Начинаются съемки нового фильма

Снова гремят взрывы у Волги, в небе нарастает гнетущий вой пикирующих бомбардировщиков, и снова, окружённые белыми столбами разрывов, плывут по взбаламученной волжской воде десантные баржи, полные солдат и офицеров, плывут к крутому, высокому берегу, за которым лежит Сталинград...

- Стоп!..

От этой команды, брошенной в рупор подвижным невысоким человеком в лёгком летнем костюме, вдруг умолкают взрывы, слабеет дым догоревших шашек и люди на баржах, одетые в военную форму старого образца, с удовольствием подставляют мокрые спины жарким лучам июльского солнца - перерыв...

В Сталинграде начались съёмки нового художественно-документального фильма «Сталинградская битва» по сценарию лауреата Сталинской премии Николая Вирты. Постановку осуществляет съёмочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с лауреатом Сталинской премии режиссёром Владимиром Петровым.

Имя Владимира Михайловича Петрова - постановщика фильмов «Пётр Первый», «Гроза», «Кутузов», «Без вины виноватые» и других - хорошо известно советскому кинозрителю. Военно-исторические картины, поставленные Вл. Петровым, отличались правдивым и красочным воспроизведением на экране славных страниц из прошлого нашего народа. Массовые батальные сцены в этих фильмах во многом превосходили аналогичные съёмки разрекламированных голливудских боевиков. Так, в знаменитой сцене Полтавского боя (вторая серия «Петра Первого») одновременно снималось больше 9 тысяч человек. Это была сложная работа, но даже она не может идти в сравнение с масштабами предстоящих съёмок фильма «Сталинградская битва». В истории советской кинематографии такая постановка осуществляется впервые.

Грандиозность изображаемых событий, значение, которое они оказали на ход войны, потребовали от автора сценария и от постановщика-режиссёра тщательного изучения исторического материала, заставили их искать новые формы художественного построения кинокартины. Фильм назван художественно-документальным, и, пожалуй, это - самое точное его определение.

В основе картины лежит рассказ о том, как был осуществлён гениальный сталинский план разгрома южной группировки немецких войск, завершившийся окружением и пленением армий Паулюса в районе Сталинграда. Но это будет не только показ большой военной операции, это документальная эпопея о Сталине и сталинской стратегии, о полководцах сталинской школы, о неиссякаемых силах советского народа.

- Вот уже год, как мы работаем над этим фильмом, - рассказывает Владимир Михайлович Петров. - Детальное знакомство с документами, картами, донесениями и оперативными сводками, относящимися к периоду битвы за Сталинград, многочисленные беседы с участниками и руководителями этой битвы, знакомство с документами, захваченными у немцев, и просмотр немецкой военной кинохроники помогли нам с наибольшей полнотой представить себе картину происходивших событий. Собранный нами материал оказался настолько обширным и интересным, что его хватило бы не на один, а на несколько фильмов. Но мы ограничивали себя, стремясь к наиболее глубокому и широкому показу основной темы.

Мне давно хотелось создать картину, в которой бы документальность предопределяла художественное построение вещи. Факты, реальные люди, их активное участие в исторических событиях, рассказ о том, как и каким образом, был осуществлён план Верховного Главнокомандующего, - вот что составило сюжетную канву сценария. Образ И. В. Сталина, гениального стратега и организатора победы над немецкими фашистами, - центральный образ создаваемого фильма.

Беседы с маршалом Советского Союза Василевским, с главным маршалом артиллерии Вороновым, с маршалами Советского Союза Рокоссовским и Толбухиным, с командующими армиями, корпусами и дивизиями, участвовавшими в Сталинградской битве, дали возможность включить в фильм эпизоды, до сих пор не известные широким кругам советской общественности. Непосредственное общение с участниками событий обогатило нас наблюдениями, без которых создание этой картины было бы почти невозможным.

В фильме около ста действующих лиц. Это не выдуманные персонажи, а люди, широко известные всей стране. Поэтому, когда возник вопрос о распределении ролей, мы столкнулись с очень сложной проблемой подбора артистов. Нужно было найти таких исполнителей, которые наряду с наиболее приближённым портретным сходством смогли бы творчески воссоздать образ того или иного героя фильма.

За год мы просмотрели огромное число артистов различных театров Советского Союза, Работники нашей киногруппы знакомились с их творчеством на местах, потом отобранные кандидаты вызывались в Москву, делались пробы грима, производились предварительные съёмки. Лишь после этого окончательно решался вопрос о каждой кандидатуре исполнителя.

Владимир Петров раскрывает толстый альбом фотографий. На каждом листе два фотоснимка. Слева - действительный участник событий, справа - актёр, исполняющий его роль. Здесь много знакомых артистических имён: Б. Ливанов, В. Станицын, Л. Свердлин. Н. Симонов и другие. Просматривая фотографии, не перестаёшь удивляться мастерству художника-гримера А. И. Анджана, искусно превратившего хорошо знакомых нам артистов в прославленных полководцев Отечественной войны.

Трудная задача стояла перед художниками. Комната, где работают главный художник картины Л. С. Мамаладзе, художники А. С. Жаренов и В. Г. Пантелеев, заполнена эскизами декораций, листами с раскадровкой отдельных эпизодов, зарисовками батальных сцен. Здесь можно просмотреть весь фильм, эпизод за эпизодом, увидеть решение большинства сцен. Сделано уже более 300 эскизов, и предстоит выполнить почти столько же, в двух сериях будет отснято свыше 70 декораций. Только для первой серии необходимо было найти художественное решение примерно для двухсот съёмочных объектов. Большую помощь художникам оказало знакомство с многочисленными фотографиями мест, где происходили бои, творческие поездки в район Сталинграда, зарисовки пейзажей города. Надо сказать, что А. С. Жаренов сам был участником сталинградских боёв, и это, естественно, помогло ему при работе над эскизами.

Сейчас киногруппа во главе с В. М. Петровым выехала в Сталинград. Тщательная предварительная подготовка даст возможность коллективу планово вести съёмки фильма. Параллельно с Вл. Петровым работают режиссёрские группы Д. И. Васильева и А. И. Минкина. Впоследствии к ним присоединится третья режиссёрская группа. Снимает фильм кинооператор Ю. Б. Екельчик, звукооператоры - В. И. Попов и В. В. Костельцов.

Для участия в съёмках батальных сцен командование Советской Армии выделило пехотные, танковые, авиационные, сапёрные, прожекторные и другие воинские части. Особый штаб из представителей всех родов оружия, возглавляемый генерал-майором Н. С. Елисеевым, осуществляет консультацию военных эпизодов фильма. В распоряжение съёмочной группы предоставлены специальные пароходы, поезда, самолёты, автомобили.

В создании фильма примут участие и жители города-героя. В Сталинграде уже намечены участки, где будут происходить съёмки.

В первую очередь за лето и зиму 1947 - 1948 годов будут отсняты все батальные сцены. В них будет участвовать до 30 тысяч человек. После этого начнутся съёмки в павильонах. Несмотря на то, что фильм состоит из двух самостоятельных серий, работа над ними будет вестись параллельно, с таким расчётом, чтобы они вышли на экран в одно и то же время.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены