Повесть Веры Пановой «Спутники» появилась в прошлом году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Другая работа Веры Пановой мало кому известна. Это брошюра чисто служебного характера, которая была написана писателем совместно с майором медицинской службы Николаем Прокопьевичем Даничевым. Брошюра озаглавлена: «Новое в работе военно-санитарного поезда № 312». Брошюра существует лишь в нескольких экземплярах, отпечатанных на пишущей машинке. Она рассказывает о работе санитарного поезда во время Отечественной войны, о людях, и поныне существующих, называет их подлинные имена и фамилии. Некоторые факты и события, описанные в этой брошюре, получили свободное и выразительное развитие в повести, многие люди, названные в брошюре, угадываются в образах героев повести «Спутники».
Не будем отожествлять явления литературы и факты жизни. С работой военно-санитарного поезда № 312 писательница подробно знакомилась во время его фронтовых рейсов. Однако в повести «Спутники» творческий опыт писателя Веры Пановой, общий запас её наблюдений, усиленный и развитый воображением художника, значительно более широк, чем картина действительности, на материале которой построена повесть. Но, возвращаясь от фактов литературы к фактам жизни, можно оказать, что там, кто прочёл повесть «Спутники», легко представить себе поезд № 312 и его людей.
Этот военно-санитарный поезд был сформирован в Вологде в июне 1941 года и действовал в течение всей войны почти без изменений в личном составе.
Военные годы эти люди прожили на колёсах. Они совершали регулярные рейсы от прифронтовой полосы до глубокого тыла, и всё время изобретали, совершенствовали, украшали, улучшали свой поезд. Им полагалось быть транспортной организацией, доставляющей раненых из прифронтовых в тыловые госпитали. Они сумели стать госпиталем на колёсах, где сохранялся коечный режим лечения. Это подлинная работа новаторов, стахановцев.
В войну парторгом поезда № 312 и начальником его административно-хозяйственной части был Иван Алексеевич Порохин. В прошлом он сперва руководил совхозом, а затем Вологодским трестом молочных совхозов. У Порохина спокойный и твёрдый взгляд, маленький рот с плотно сжатыми, тонкими губами. У него хорошие навыки администратора, организатора, хозяйственника. Его рассуждения практичны; он привык к конкретным делам, к фактам и их красноречию. Иван Алексеевич рассказывает: «Прошёл я сперва по поезду. Всё не так. Каждая вещь сама за себя агитирует - любая. Человек кругом оглядится, на какой-нибудь мелочи взгляд задержит и сделает выводы. Обязательно сделает. Если всё кругом отменное и работа сделана что надо, человек начинает тебе доверять. Тогда и пятой доли слов не нужно».
Это разговор об агитации делом, примером, об агитации трудом. На этом пути коллективу поезда № 312 удалось добиться многого.
О чём же теперь заботится капитан Порохин? Зачем просил бывший начальник поезда майор Даничев писательницу В. Панову помочь ему написать брошюру? Почему он, тяжело больной человек, вернувшись в родной Ленинград, проявляет такую заинтересованность в издании брошюры? Они озабочены тем, чтобы победы коллектива, добытые в дни войны в битве за время, были широко использованы и распространены, шли бы и в дальнейшем на пользу всему советскому народу.
* * *
Однажды на станции Тбилиси скопилось много военно-санитарных поездов. Раненых принимали быстро и хорошо. Но станционные мастерские и вагоноремонтные бригады не справлялись с потоком прибывающих составов. Прачечные не успевали со стиркой, да и бельё они скорее застирывали, чем стирали. Приходилось гнаться за количеством... Дезинфекционные камеры были перегружены, и прибывающие военно-санитарные составы образовали к ним своеобразную очередь.
Даиичев и Порохин заявили о готовности своего поезда к отправке через два часа после выгрузки раненых. Их заподозрили в желании любой ценой выбраться из железнодорожной пробки и уклониться от осмотра и ремонта вагонов, от стирки белья и дезинфекции. Было назначено обследование. И комиссия установила, что все эти работы коллектив поезда с успехом проделал на ходу, ещё во время рейса.
В повести «Спутники» читатели прочли о многих усовершенствованиях, которые в действительности были применены в работе поезда № 312. Отчётная брошюра даёт ещё более широкую картину новшеств, применённых коллективом.
Поездные мастера совместно с санитарами и санитарками, проводниками и бойцами, на ходу овладевшими вторыми специальностями, обеспечили весь текущий ремонт вагонов, включая внутреннюю и внешнюю окраску, подготовку к зиме, остекление. Механическая прачечная, сконструированная Порохиным и машинистом-электромонтёром Кузнецовым, стирала, сушила при помощи прессов и гладила три тысячи штук белья в один приём. При этом весь прачечный «комбинат» занимал в поезде место, отведённое по инструкции для хранения грязного белья. Была сконструирована своя дезинфекционная камера, пропускающая 1700 предметов в сутки. Организовали стирку и стерилизацию использованных бинтов.
Курятник под поездом, свинарник в багажном вагоне и огород на крышах вагонов пополняли и разнообразили питание больных. Зелень на крышах служила одновременно отличным средством маскировки поезда. На остановках персонал ловил рыбу, собирал ягоды и цветы. В поезде работали швейная и сапожная мастерские, а жестянщики из консервных банок производили до двадцати видов посуды.
Коллектив поезда был озабочен одним - чтобы ни у кого не пропадало даром время. В составе работников не было почти ни одного человека, который хоть однажды не сделал бы предложения по улучшению работы.
Ординатор, капитан медицинской службы Татьяна Михайловна Дьячкова обнаружила на станции Перово среди старого хлама ванны. Это положило начало организации водолечебницы.
Люди учились, думали, старались, отдавали работе душу. Они обрели новую культуру труда и, обогащенные ею, разъехались по разным городам Советского Союза. На новой работе их мысли продолжают возвращаться к опыту, накопленному в военные годы.
* * *
«Заходишь в прифронтовую полосу, - говорит Иван Алексеевич Порохин, - а там все водокачки разбиты. У тебя медикаменты есть, продукты в наличии, а раненым - одно мучение. Да посмотрите: Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия! Разве там и в мирное время снабжение поездов водой поставлено равномерно, и разве на этих трассах не надо создавать дополнительные запасы воды в поезде? Почему не овладевают второй специальностью люди, основная профессия которых оставляет им много свободного времени, - проводники, кондуктора, контролёры? Почему поездные мастера ограничены в своих задачах и в своей ответственности? Всё передано станциям, а в поезде у персонала масса времени зря пропадает». Порохин опрашивает: «Разве нельзя в поезде, который идёт на тысячу километров, дать пассажиру возможность хорошенько вымыться, принять ванну или душ, выстирать ему бельё, починить платье и обувь? И, наконец, разве мы не должны стремиться к созданию совершенного типа военно-санитарного поезда, который является в полном смысле этого слова госпиталем на колёсах?»
В повести «Спутники» рассказано, как однажды комиссар военно-санитарного поезда Данилов, стоя у окна, рассматривал санитарный состав того же назначения, что и его поезд. Состав порожняком шёл к фронту, и персонал, коротая время, с увлечением играл на бильярде. «Между поездами скорым шагом прошла ремонтная бригада: несколько мальчиков-подростков и две девушки в спецовках, чёрных и промасленных. «Вот эти детишки ремонтируют наши вагоны, - думал Данилов, - а эти здоровые мужики двадцать дней из тридцати гоняют шары... А я стою и смотрю, как они гоняют...»
Эти ощущения и мысли поясняют поведение не только капитана Порохина и других людей военно-санитарного поезда № 312; они естественны для каждого передового советского человека. Тема нового в отношении к труду в нашей стране уже не однажды привлекала к себе внимание лучших советских писателей. С большой художественной силой образы этих новых людей были нарисованы автором замечательных повестей - «Танкер «Дербент» и «Инженер» - Юрием Крымовым. В героях этих повестей - Басове и Ане Мельниковой - раскрыта природа советского новаторства. Выиграв битву за время, личным примером доказав правильность выбранного ими пути, они стремятся к тому, чтобы их опыт стал общим достоянием, а их индивидуальный метод - общим методом работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.