СССР - страна передовой культуры

В Ведьмин| опубликовано в номере №254, февраль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Незадолго до фашистского переворота Германия горделиво демонстрировала показатели своего мирового культурного первенства. Превосходство утверждалось двумя звонкими цифрами: в Германии на 10 тыс. населения приходится 14 студентов.

Не будем возражать против весомости этих цифр: 14 студентов на 10 тыс. жителей в капиталистических условиях действительно очень много. Это своего рода верхняя грань, предел общеобразовательного подъема.

Но что же, в таком случае, оказать о Советской Татарской республике, где на 10 тыс. населения приходится сейчас 31 студент. Германия, в традиционном представлении (которое давно пора пересмотреть) высокоразвитая, технически передовая страна, - и недавно еще колониальная, безнадежно отсталая и вопиюще некультурная Татария! Какой невероятной силы должны были произойти социально - экономические и культурные изменения, чтобы сообщить ранее порабощенному народу такие темпы развития, чтобы «казанские инородцы» могли соперничать с немцами и превзойти их по степени своей образованности.

Да разве только один этот пример характеризует то великое обновление советской земли, которое произведено за годы первой пятилетки, великое обновление, сделавшее неузнаваемым облик одной шестой части мира. «Пятилетка, - отмечал т. Сталин на XVI съезде партии, - перекроила лицо страны. - К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова на Дону и Саратова, к югу от Оренбурга и Омска, северу от Томска, на всех этих пространствах, где царили патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость, - растут гигантские совхозы, колхозы, заводы, шахты, города». Со времени XVI съезда страна произвела гигантский скачок вперед, победно завершив первую пятилетку и с не меньшим подъемом осуществляя вторую пятилетку - пятилетку построения бесклассового, социалистического общества. Индустриализация и социалистическая реконструкция сельского хозяйства предопределили невиданное в истории по размаху и существу своему культурное переустройство страны, накопление гигантских «культурных ценностей:

«СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя обличие отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал страной индустриальной. Из страны мелкого единоличного сельского хозяйства он стал страной коллективного крупного механизированного сельского хозяйства. Из страны темной, неграмотной и некультурной он стал - вернее, становится - страной грамотной и культурной» (И. Сталин «Из отчетного доклада на XVII съезде партии»).

За годы пятилетки у нас возникло около 100 новых городов - цифра сама по себе ошеломляющая, если учесть, что ни в одной стране, даже в Америке, на всех этапах ее промышленного развития не было такого поистине сказочного и молниеносного «изменения географии». На пустошах, в ковыльных степях, в таежном захолустье, на приречных равнинах, внезапно вытянулись километровые проспекты многоэтажных домов. Тысячи электроламп отгоняют прочь извечный ночной мрак безлюдных степей. Появились трамваи там, где некогда лишь телега заблудившегося путника оставляла свежую колею на нетронутой целине, и двери университетов открылись там, где раньше на сотни верст вокруг кроме церковноприходских школ не было иных «очагов просвещения».

А старые города? Не претерпели ли и многие из них грандиозного изменения, когда на месте грязных, лишенных всех элементарных культурных удобств, нищих рабочих поселков, на месте уездных заплесневелых местечек воздвигнуты первоклассные, полные жизни города с водопроводом, трамваем, музеями, поликлиниками, театрами, вузами, парками и дворцами культуры.

Рост населения наших городов оставил далеко позади все сногсшибательные рекорды Запада и Америки. В Детройте увеличилось население за 26 лет в 5 раз. Это казалось огромным ростом! А Луганск за 16 лет революции вырос в 10 раз (с 20 тыс. до 200 тыс.).

Центр каменноугольной промышленности Германии - город Эссен, вырос за 20 лет в 3 раза, а Сталине - центр Донбасса, выросло за 5 последних лет в 6 раз.

Темпы насыщения городов культурными ценностями не менее разительны, чем эти данные. Не проходит года, чтобы наши города не украшались новыми дворцами культуры, театрами, научными институтами и всем тем, что составляет материальную базу культурной революции.

Только на одной Украине в период между XVI и XVII съездами построено 46 новых дворцов культуры. Только за два года (1932 и 1933 гг.) количество клубов в СССР увеличилось с 7 922 до 11 000. В 1929 г. по СССР издавалось 1 260 газет, а в 1934 г. только по Украине издается 1 2.41 газета, а по всему СССР число газет доходит до 10 000.

СССР вышел на первое место в мире по мощности радиовещательных станций. Нет сейчас уголка в стране, который бы не был охвачен радиовещанием. За четыре последних года количество индустриальных вузов у нас увеличилось в 10 раз (с 25 до 250), педагогических вузов в 6 раз, с. - х. вузов в 3 раза.

В Средней Азии, где раньше не было никаких школ кроме духовных, теперь 9 вузов и 300 научных институтов. Харьков до революции считался крупным культурным центром, университетским городом, имел три высших учебных заведения, теперь в Харькове 54 вуза, 98 научно - исследовательских институтов и, кроме того, еще 17 разных научных учреждений.

Петербург считался раньше первоклассным городом буржуазной культуры. Отдадим должное: он был культурнее, конечно, чем все остальные города и городишки царской России. Но что произошло с Питером сейчас, когда он стал Ленинградом. Дореволюционный уровень его «культурности» и благоустроенности по сравнению с нынешним - это все равно, что небольшой холм по сравнению с высочайшей горой. Нужны доказательства? В 1913 г. протяжение трамвайных линий составляло в Литере 58 км. Сейчас длина пути доходят до 250 км. В 1913 г. подача воды составляла 105 410 тыс. куб. м, а сейчас 200 млн. А ведь нет необходимости распространяться о том, каким важным показателем культурности города является уровень потребления воды. Домов просвещения и клубов в Петербурге было 3, а теперь Ленинград располагает 28 домами культуры, 88 клубами, 12 домами просвещения, 7 парками культуры и отдыха. До революции треть населения Питера была неграмотна. Теперь Ленинград - город оплошной грамотности.

В Германии недавно закрыты из - за отсутствия средств 8 химических, лесных и сельскохозяйственных институтов, 6 педагогических академий, 3 академии искусств (в Бреславле, Кенигсберге и Касселе). Нет страны на Западе, где из года в год не уменьшались бы расходы на нужды народного просвещения и здравоохранения. И только у нас бюджет культурной стройки непрерывно возрастает. В 1929 г. на культурное строительство было израсходовано около 4 млрд. руб. В 1920 г. 5 млрд., в 1931 г. - 6,5 млрд., в 1932 г. - 9.800 млн. и в 1933 г. - 12 млрд. Для того чтобы представить себе всю грандиозность этих вложений, достаточно вспомнить, что весь бюджет СССР всего лишь восемь лет назад (в 1926 г.) составлял 12 млрд. рублей.

Цивилизация, культура... Она не знает у нас тех неизбежных атрибутов, которыми насыщена капиталистическая «цивилизация»: колониального грабежа, шовинистических мерзостей фашизма, религиозного дурмана, порабощения женщины, уже одной ликвидацией всех этих прелестей «цивилизованного» мира мы создали базу для создания более высокой культуры, передовой культуры освобожденного человечества.

В 1880 г. в Англии был издан закон о всеобщем обучении. Он оказался таким же фальшивым, как и все буржуазные разглагольствования о культуре. За пятьдесят с лишним лет Англии не удалось его осуществить, и сейчас там насчитывается около 20% неграмотных. Такой же конфуз произошел в Америке, в Италии и в других странах. В Италии, например, и сейчас четверть населения не знает азбуки, другими словами совершенно изолирована от культурной жизни. Какая же цена закону, если его с 1875 г. не удосужились провести! А СССР становится в кратчайшие сроки не на словах, а на деле страной сплошной грамотности, хотя пятнадцать лет назад у нас были не четверть, а три четверти неграмотного населения. Всеобщая грамотность оказалсь не под силу капитализму! В САСШ всеобучем охвачено 88%, в Англии - 82%, а в СССР - 90% и притом не начальным, а семилетним, о чем в буржуазных условиях и мечтать нельзя. Кого же прикажете после этого зачислить в передовые, а кого в отсталые по культуре страны?

«В цивилизованной передовой Европе, - писал в свое время Ленин, - с ее блестяще развитой техникой, с ее богатой всесторонней культурой и конституцией, наступил такой исторический момент, когда командующая буржуазия из страха перед растущим, крепнущим пролетариатом поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое. Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство».

Эти строки были написаны Владимиром Ильичей еще в 1913 т. Последующее двадцатилетие окончательной духовной реакции, безудержного распада буржуазной культуры, разгула средневекового мракобесия подтвердило гениальный ленинский анализ. Разве не об окончательном распаде культуры, разве не о торжестве черного мракобесия говорит последняя научная «сенсация» буржуазии - «труды» знаменитого японского ученого Аришима, посвященные расовой теории и доказательству... божественности японской расы.

«Эта божественная раса, - пишет Аришима, - распространилась в доисторические времена по всей земле, от нее произошли все выдающиеся люди, которые когда - либо существовали... Присмотритесь, например, к философам. Возьмем хотя бы Декарта. Согласно дошедшим до нас сведениям, он обладал желтым цветом кожи и прямыми черными волосами. Это доказывает, что в нем имелся большой процент японской крови, которая победила элементы, унаследованные им от низших рас. Только благодаря этой японской крови Декарт и мог стать философом. А Кант? Типичный японский круглоголовый человек, с нежными и маленькими руками японца, к тому же и имя его говорит о его происхождении, ибо что может обозначать имя Кант, если не испорченное японское Като. Точно так же излишне доказывать японское происхождение римлянина Катона».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены