...На выезде из котлована водитель КамАЗа Ихам Алиев остановил машину. Рассказал:
– На Смоленскую АЭС прибыл по призыву ЦК ВЛКСМ, по комсомольской путевке... Здесь сколько? Скоро год... Окончил профтехучилище – вот специальность шофера получил...
Через несколько минут ему вторит Михаил Игупов, сумской парень, приехавший сюда после армии:
– Тоже здешний «профтех» окончил... По ускоренной программе... Выучился на водителя автокрана.
Умелые, загорелые, уверенные в себе ребята – их тут таких немало, уже окончивших ПТУ. Так что же, ошиблись мы со своим рейдом, спутали адрес критики? Может быть, подвело зрение и тот недостроенный современный комплекс профессионально-технического училища при въезде, как визитная карточка молодого поселка, уже действует?
Нет, адреса мы не перепутали. И зрение не подводило. И все, что мы узнали, только обостряло ситуацию.
Квалифицированные кадры молодых строителей позарез нужны стройке. Настолько нужны, что ее руководство обратилось в обком партии, в областное управление профтехобразования с просьбой... открыть в поселке филиал строительного профтехучилища, расположенного в райцентре. Областные организации пошли навстречу этому пожеланию, тем более многое обеспечивалось самими строителями. Филиалу год, и он уже ощутимо помог стройке.
Чем же были вызваны экстренные меры ускоренного обучения строительным специальностям в системе ПТУ с помощью постороннего учебного заведения? Все тем же: затянувшимся сооружением великолепного комплекса собственного профессионально-технического училища, состоящего из четырех современных корпусов.
Здесь мы вступаем в мир парадоксов. Училище нужно стройке – и училища нет. Начатое в 1975 топу, оно по плану уже давно должно быть сдано, многое сделано, но теперь все строители сняты с объекта, ибо есть другие дела, другие заботы (о них мы сказали выше).
А что же комплекс?
Учебный корпус завершен, но... пока превращен в общежитие. Корпус общежития сдан, но, поскольку училище не действует, тоже оказался заселенным. Построили еще одно общежитие – заселили и его (по той же причине). Начали теперь третье по счету, но здесь едва только прошли нулевой цикл... Общественно-бытовой блок (столовая, спортзал, актовый зал) почти готов, остались лишь отделочные работы, но отделочники сняты и переброшены на другой объект. Ну, а мастерские?.. Выполнено процентов семьдесят пять кирпичной кладки, и работы приостановлены.
Такова грустная хроника этой стройки. Профтехучилище надежно стало второстепенным, если не сказать – второразрядным объектом. И один за другим превращаются в пустую бумажку плановые сроки ввода .его _в хтрой, планы, утвержденные Минэнерго, которое является одновременно и заказчиком и подрядчиком... Впрочем, легкости, с которой здесь переносят сроки ввода училища и мирятся с его отсутствием до сих пор, можно лишь удивляться. Как нельзя не удивляться тому, что уже сейчас требует ремонта учебный корпус, приспособленный под жилье; тому, что не помогло подняться до конца училищу ни присутствие добровольцев, направленных на строительство Смоленской электростанции по комсомольскому призыву, ни студенческих строительных отрядов... Однако еще больше удивляет другое: обещания. Обещания старого и нового руководства строительством АЭС сдать профтехучилище то к прошлому, то к нынешнему учебному году.
Поверить, что люди, ответственные за своевременную сдачу профессионально-технического училища, – работники, не совладавшие с реальностью, трудно. Много хорошего мы слышали о Б. М. Реве и других руководителях. Нельзя поверить и в то, что планы ввода училища определялись «с потолка», без учета ритма нагрузок на строительстве АЭС: Минэнерго и его плановики обладают колоссальным опытом строительства, умением предвидеть все «пики» и спады на стройплощадках, способны учесть любую расстановку сил на стройке. Кроме того, никто министерству не навязывал даже самого замысла – возвести училище в поселке оно само посчитало целесообразным, необходимым, крайне важным делом.
Как же тогда объяснить случившееся?
Мы не беремся судить об этом во всем объеме. Но один штрих, что называется, пролил свет на застывшие контуры недостроенного комплекса профтехучилища.
Начальник управления строительством АЭС сказал:
– Полное отсутствие оборудования для училища заставило нас оттянуть этот объект...
Кто же ответствен за доставку всей оснастки училища? Оказалось, две организации: дирекция строящейся АЭС (заказчик) и... сами строители (подрядчики). Остается добавить, что оба они принадлежат одной системе, одному министерству – энергетики, которое,
выходит, спокойно оценивает обстановку и до сих пор не проявило усилий, чтобы доставить оборудование в поселок или потребовать его доставки от ответственных организаций и лиц и – хотя бы этим! – подтолкнуть строителей, решить наконец вопрос о полном завершении ГПТУ.
Всесоюзная ударная комсомольская стройка на Десне не вчера началась, но и не завтра ей кончаться. Подготовка рабочих кадров для нее – дело первостепенное. И если не решенные вчера проблемы усугубились сегодня, то нельзя их откладывать на завтра, на послезавтра: как показывает жизнь, без ПТУ выполнять напряженные планы сооружения АЭС и поселка трудно, дальнейшее отсутствие профтехучилища может пагубно сказаться на предстоящих больших делах всей стройки крупной атомной станции Нечерноземья.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.