Стала уже достоянием истории VII летняя Спартакиада народов СССР. Благодаря телевидению за ее ходом внимательно следили миллионы людей во многих странах мира. Этот огромный интерес объясняется и «олимпийским подтекстом» нынешней Спартакиады – ведь проходила она в столице Олимпиады 80 на многих из тех спортивных сооружений, которые станут ареной олимпийских состязаний. Старты Спартакиады явились для многих завтрашних олимпийцев хорошей проверкой сил. Мыслями о закончившихся самых массовых соревнованиях нашей страны и о подготовке советских спортсменов к Московской Олимпиаде мы попросили поделиться Председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, председателя Советского национального олимпийского комитета, первого заместителя председателя Оргкомитета Олимпи-ады-80 Сергея Павловича Павлова.
– VII летняя Спартакиада народов СССР оказалась богатой на высокиедостижения. В ходе финальных соревнований Спартакиады, было превышено 12 мировых рекордов, один европейский и 18 всесоюзных, а также 105 рекордов Спартакиады и 257 – союзных республик. Но все эти высокие достижения затмил рекорд массовости – свыше ста миллионов человек приняли участие в соревнованиях по массовым и техническим видам спорта. Огромная, поразительная цифра! Прокомментируйте ее, пожалуйста, Сергей Павлович.
– Действительно, результаты VII Спартакиады весьма убедительны. В ее стартах принимало участие на 22 миллиона человек больше, чем в предыдущей. Повысился и уровень спортивной подготовки участников: 29 миллионов человек впервые выполнили нормативы нового комплекса ГТО, 24,4 миллиона физкультурников стали спортсменами-разрядниками. Таким образом, можно говорить о росте и массовости и мастерства нашего спорта. Как подчеркнул в своем приветствии участникам и гостям VII летней Спартакиады народов СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев, «главное состоит в том, что к физической культуре приобщились вновь сотни тысяч и миллионы людей разных возрастов, всех национальностей нашей необъятной страны, самых различных профессий». Высокая оценка, которую дал Л. И. Брежнев в своем послании достижениям советского физкультурно-спортивного движения и его роли в жизни нашего общества, радует и вдохновляет всех работников и многомиллионный актив советского спортивного движения. «Мы благодарны Коммунистической партии, Советскому правительству и лично Вам, дорогой Леонид Ильич, за постоянную отеческую заботу о массовом развитии физической культуры и спорта, которые стали в Стране Советов одним из основных средств гармонического воспитания трудящихся, особенно подрастающего поколения», – написали в ответном письме Л. И. Брежневу советские спортсмены, участники Спартакиады.
Безусловный успех VII летней Спартакиады в полной мере предопределили постоянное внимание и исключительная забота о развитии физкультуры и спорта, которые повседневно проявляются со стороны ЦК КПСС и Советского правительства, местных партийных и советских органов. Успешное проведение спартакиадных стартов немыслимо без активного и всестороннего участия Ленинского комсомола. Комсомольские работники и активисты были инициаторами и организаторами многих интересных спортивных начинаний, сами участвовали в соревнованиях, показывая пример другим. Особую популярность приобрело соревнование по многоборью ГТО на призы «Комсомольской правды». Горячую благодарность участников финалов республиканских спартакиад и всесоюзной Спартакиады заслужили комитеты комсомола за внимание, заботу и помощь. За время финальных соревнований совместно с ЦК ВЛКСМ и Министерством культуры СССР было проведено более 1500 политических и культурно-массовых шефских мероприятий, участниками которых стали посланцы всех союзных республик, Москвы и Ленинграда. Хотелось бы надеяться, что этот опыт не будет забыт. Главное же, на что хотелось бы надеяться, что комсомольцы и впредь будут делать
все для того, чтобы ряды армии физкультурников постоянно росли. Успех Спартакиады ни в коей мере не должен заслонять недостатков, а их немало. Что греха таить, пока еще не все стадионы и спортивные залы используются у нас с должной отдачей, а кое-где они и вовсе пустуют. Эту проблему вместе с комсомолом мы должны решать самым настойчивым образом.
– Нынешняя Спартакиада многим отличалась от своих предшественниц. Прежде всего тем, что для участия в ней были приглашены сильнейшие спортсмены зарубежных стран. Принимая такое решение, советские спортивные организации, видимо, руководствовались желанием провести за год до открытия Московской Олимпиады своеобразную олимпийскую репетицию. Насколько она удалась?
– Спартакиада – это самое большое событие в спортивной жизни нашей страны, и было бы неправильно отводить ей роль репетиции... Пригласив более 2500 спортсменов – посланцев всех континентов мира, мы хотели прежде всего предоставить им возможность привыкнуть к московским климатическим условиям, опробовать ряд спортивных сооружений и технологических устройств, которые будут действовать во время Олимпиады. Конечно, многое из того, что будет на Играх в 80-м году, прошло проверку на нашей Спартакиаде. Скажем, впервые частично был задействован и испытан комплекс автоматизированных систем управления и информационного обеспечения предстоящих в Москве Олимпийских игр – АСУ «Олимпиада», включающий автоматизированные системы информационного обеспечения (АСУ «Информация»), регистрации судей, спортсменов (АСУ «Регистрация») и управления соревнованиями. Кроме того, Спартакиада стала проверкой для лучших советских спортивных судей, победителей всесоюзного конкурса «Олимпийский арбитр», структурных формирований Оргкомитета Олимпиады-80, смоделированных для проведения олимпийских соревнований, различных служб исполкома Моссовета.
По числу участников и видам спорта, включенным в программу Спартакиады (соревнования проводились по 30 массовым и 15 военно-техническим видам), она превосходит все Олимпийские игры, которые когда-либо проводились. Такой эксперимент не проводил ни один город, принимавший до этого Олимпийские игры. Мне довелось беседовать с членами МОК, президентами международных спортивных федераций и объединений, президентами национальных спортивных федераций и объединений, президентами национальных олимпийских комитетов почти 40 стран. Все они искренне и горячо благодарили нашу страну за возможность побывать в предолимпийской Москве, стать свидетелями Спартакиады и за то, что спортсменам их стран была предоставлена возможность ознакомиться с олимпийскими сооружениями, поспорить в борьбе за победу с лучшими советскими атлетами. Высокую оценку организации соревнований, введенным досрочно в строй олимпийским объектам, гостеприимству москвичей дали на страницах советской и зарубежной печати многие участники и гости соревнований. Все единодушно отмечали, что Олимпийские игры можно проводить в Москве хоть сейчас.
В то же, время гостями были высказаны дружеские пожелания и советы, к которым мы отнеслись с большим вниманием. Что же касается самих хозяев, то должен подчеркнуть, что мы придирчиво относились ко всем недочетам, возникавшим в ходе соревнований. А иначе и быть не могло. Ведь впереди очень трудный и сложный экзамен – Олимпиада. И чтобы его успешно сдать, надо в полной мере использовать огромные возможности, которыми мы располагаем, и в то же время ликвидировать все недостатки, проявившиеся в ходе Спартакиады. Этим сейчас и занимается Спорткомитет СССР совместно с московскими организациями при активном участии Оргкомитета Олимпиады-80. Хочу заверить, что советские спортивные организации сделают все возможное для успешной подготовки и проведения ХХП Олимпийских игр.
– Довольны ли вы, Сергей Павлович, спортивными итогами Спартакиады? Не смущает ли вас то обстоятельство, что 125 наград Спартакиады отправились в зарубежные страны?
– В целом можно вполне удовлетвориться выступлениями наших спортсменов. Спартакиада лишний раз подтвердила, сколь высок авторитет советского спорта, показала, что в развитии спорта в большинстве союзных республик произошли заметные перемены к лучшему. Особенно успешно выступили посланцы Украины, Белоруссии, Узбекистана, поднявшиеся в итоговой таблице Спартакиады на более высокие места, чем прежде, потеснившие в отдельных видах своих друзей-соперников из Москвы и Ленинграда. О накале борьбы свидетельствует тот факт, что для победы в ряде видов спорта атлетам пришлось показывать более высокие результаты, чем победителям Олимпиады в Монреале, чемпионатов мира и Европы последних лет. Например, четверо советских скороходов в ходьбе на 50 километров превзошли высшее европейское достижение, намного перекрыв результаты призеров XXI Олимпийских игр, недвусмысленно заявив о своих претензиях на медали предстоящей Олимпиады. И подобных примеров можно привести множество. Отрадно, что 374 советских спортсмена показали результаты, превышающие нормативы мастера спорта международного класса, причем 84 человека сделали это впервые.
Спартакиада убедительно показала, что у нас в стране нет спортивных окраин – зачетные очки своим командам (они начислялись спортсменам, занимавшим с 1-го по 8-е места, а в некоторых видах с 1-го по 16-е) принесли представители 558 городов и населенных пунктов страны! Стало быть, теперь у нас практически повсеместно есть тренеры, способные готовить мастеров высокого класса. Жаль только, что в некоторых видах спорта мы не располагаем такими профессорами своего дела, какими были в свое время замечательные легкоатлетические тренеры Г. И. Никифоров, приведший к рекордам Владимира Куца и Петра Болотникова, и В. И. Алексеев, воспитавший целую плеяду замечательных спортсменов.
Вы спрашиваете, как я отношусь к победам на Спартакиаде зарубежных спортсменов. Пригласив их участвовать в наших внутренних соревнованиях, мы проявили добрую волю и искреннее желание и впредь крепить интернациональные спортивные связи. Конечно, мы предполагали, что в некоторых видах спорта победят гости из-за рубежа. Больше того заблаговременно нами были разосланы персональные приглашения для участия в Спартакиаде 1000 сильнейшим атлетам мира, полагая, что выступления иностранных мастеров заметно усилят конкуренцию, позволят выявить сильные и слабые стороны наших спортсменов. И мы отнюдь не жалеем, что это сделали. Поражения на Спартакиаде должны сослужить советским атлетам хорошую службу. Год, оставшийся до Олимпиады, – немалое время, чтобы внести коррективы в подготовку. А такие коррективы следует внести многим нашим гребцам, штангистам, футболистам, представителям некоторых стилей плавания и отдельных видов легкой атлетики.
В то же время, отнюдь не собираясь оправдывать проигравших спортсменов, замечу, что поражение поражению рознь. Если атлет сражался самоотверженно, боролся, не щадя сил своих, и все же немного уступил более сильному сопернику, то проигравший заслуживает не только сочувствия, а и добрых слов в свой адрес. Бывает и так, что спортсмен старательно тренируется, мужественно борется за победу и... ничего не может противопоставить лучше подготовленным соперникам. Мы не вправе предъявить какие-либо претензии, например, чемпионке страны нынешнего года в толкании ядра юной Н. Абашидзе, прогрессирующей от года к году, хотя лучшей нашей толкательнице ядра не нашлось места на пьедестале почета Спартакиады. Обидно, конечно, тем более, что всем нам памятны другие времена, когда на любых самых ответственных соревнованиях в этом виде на пьедесталы почета поднимались одна, две, а то три советские спортсменки. На семи Олимпиадах наши толкательницы ядра завоевывали медали. И была в этом большая заслуга Виктора Ильича Алексеева, подготовившего призеров семи Олимпийских игр. Но вот Алексеев умер, и выяснилось, что готовить-то толкательниц ядра у нас и некому. Так этот вид из передового стал отстающим. Аналогичная ситуация произошла и в мужском спринте, где известный специалист В. В. Петровский (это он воспитал Валерия Борзова), владеющий «секретами» быстрого бега, самоустранился от работы с лучшими спринтерами страны, и те напрочь сдали ведущие позиции в европейской и мировой легкой атлетике. Было очень грустно смотреть, как на пьедестал почета Спартакиады в некогда коронных для нас видах поднимались только иностранные спортсмены. Дело чести наших легкоатлетов и тренеров – вернуть утраченные позиции.
– Но были у наших спортсменов и другие причины неудач. Одна из них, прямо скажем, неприятная – отсутствие бойцовских качеств. Не хотелось бы делать обобщений на сей счет. Просто поделт1мся впечатлениями, например, от соревнований по прыжкам в длину у мужчин. В первых попытках радовал болельщиков лидер сборной страны заслуженный мастер спорта Валерий Подлужный, достигший без видимых усилий гроссмейстерского рубежа – 8 метров. Но стоило нескольким зарубежным прыгунам «улететь» дальше, как наш лидер сник прямо на глазах. Наблюдавшим за ходом дальнейшей борьбы по телевизору было видно, как Подлужного буквально бил нервный тик. Неумение держать себя в руках и привело его к неудаче. По существу, отказавшись от борьбы в последних попытках, Подлужный сдался без боя. Из сектора он уходил под несмолкаемый свист трибун, какой в Лужниках на легкой атлетике еще никогда не приходилось слышать.
– Я часто вспоминаю слова замечательного советского педагога А. С. Макаренко: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». Жаль, что эти поучительные слова не всегда помнят даже наши ведущие тренеры.
Когда в прошлые годы мы удивлялись, почему Подлужный так редко стартует в соревнованиях, почему нестабильны его результаты, почему, наконец, он подчас избегает борьбы, то каждый раз слышали от тренеров сборной примерно такие заявления: у Подлужного весьма реактивная нервная система, он легкораним, быстро утомляем, а посему часто прыгать не может, так же, как и всегда показывать высокие результаты; но когда надо будет, он обязательно прыгнет далеко. На Универсиаде в Мехико Валерий Подлужный порадовал нас своим выступлением, но, к сожалению, яркие победы в его спортивной биографии стали редкостны.
Из-за низкой требовательности к самим себе потерпели неудачи на Спартакиаде и другие именитые спортсмены. В то же время многие молодые мастера в борьбе с более опытными и сильными соперниками по-настоящему раскрыли свой спортивный характер, продемонстрировали неукротимое желание бороться и побеждать, низвергая с пьедестала кумиров.
После волейбольного матча женских команд Кубы и Ленинграда зрители наверняка остались довольными не только результатом; но и самим ходом, напряжением этой игры. На площадке встречались команды несопоставимого класса. Сборная Кубы, чемпион мира, состояла из атлетически сложенных, высокорослых, необычайно прыгучих и координированных волейболисток. А город на Неве, по существу, представляла команда ленинградского «Спартака», довольно средне выступающая в чемпионате страны. Ленинградки значительно уступали именитым соперницам в росте, но превосходили в желании победить, в сплоченности, в коллективной игре. И победили! Столь же сенсационно завершился матч мужских волейбольных команд Японии и Латвии. Молодая латвийская команда, составленная на базе отнюдь не сильнейшего нашего волейбольного клуба рижского «Радиотехника», – заставила капитулировать прославленных японцев. Спартакиада была щедра на такие сюрпризы, 19-летний московский боксер Александр Кошкин уверенно выиграл полуфинальный бой у чемпиона мира Валерия Рачкова, никому не известная ленинградка Елена Голобородько опередила всех в прыжках в высоту, 20-летний Михаил Харачура из Белоруссии победил столь признанных асов борьбы, чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр, как П. Пинигин и X. Тайдарбеков. И во многих других случаях победа приходила к тем, кто проявлял настоящий бойцовский характер. Нашей олимпийской команде нужны бойцы. Им мы и будем отдавать предпочтение при отборе кандидатов для участия в предстоящих Олимпийских играх и в любых других международных турнирах.
– Наши Спартакиады всегда зажигали новые спортивные «звезды». Не была нарушена эта традиция и на сей раз – седьмая летняя открыла много талантов. С кем из них вы связываете олимпийские надежды?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.