...Женщина у кассы прижимала к груди несколько пестрых пачек с красящим шампунем. Она уже достала деньги.
– Простите, – подошла к ней Нина. – Вы берете его для себя?
— Да. А что?
— Я бы не советовала вам. брать этот. – Нина чуть понизила голос: – Он не прокрашивает седину.
— А мне говорили... Что же делать?
— Зайдите дня через два – будет как раз то, что нужно вам.
— Спасибо. А я схватила сразу, нет чтобы сначала к вам...
...Нина Мялик пришла в торговлю как многие, не попав в институт. Было все равно, чем заниматься, она поступила в один из магазинов промторга и... доработалась до недостачи. В бригаде их было двое молодых, и более опытные продавщицы, отношения с которыми у девчат так и не сложились, впрямую винили во всем новеньких. Доходило и до прямых намеков на воровство... Для двух девчонок со школьной скамьи потрясение было страшным. А разбираться в причинах недостачи никто не стал. Дома она пыталась скрывать, сколько у нее вычитают, но попробуй скрой, когда речь идет чуть ли не о половине зарплаты. Девушки решили бороться – добились, чтобы их отделили в самостоятельное звено, сами стали вести весь учет, документацию. Доказали – и план выполнили и никакой недостачи. А в бригаде снова недосчитались... Но радость от своей победы была какая-то странная – нерадостная. Что же теперь, всю жизнь ходи под подозрением и доказывай, что ты не верблюд?.. Тут как раз появилась возможность устроиться на завод. Кладовщицей. И хотя вдруг обнаружилось, что уходить жалко, Нина все-таки ушла.
На заводе она выдавала и принимала приборы.
Однажды школьная подруга, работавшая в универмаге, сказала, что у них в секции освобождается место, но надо поторопиться пустовать оно не будет. Видимо, подруга в Нининых чувствах разобралась лучше. Со стороны, говорят, виднее. В общем, Нина тут же написала заявление, поговорила с начальством – так, что ей даже разрешили не отрабатывать двух недель, – и на следующий день была уже в универмаге.
– Почему я, не раздумывая, пошла в универмаг? Наоборот, на заводе я часто думала, что вот в универмаг бы я пошла. Уходила-то я не от торговли, а от условий, в которых пришлось работать... А про универмаг я и раньше много слышала и подруга рассказывала. Кстати, ее сюда привел за руку отец. Не потому, что она не хотела, а просто стеснялась как-то. Знаете, бывает так. Шла бы речь о другом магазине, он этой стеснительности, может, только обрадовался бы, попробовал отговорить. А тут хорошо начинать... В торговле начало особенно трудное время – из-за материальной ответственности. А у нас продавцы от нее освобождены. Сразу чувствуешь себя и увереннее и спокойнее. Хотя это, конечно, не значит вовсе, что можно, раз другие считают, беспечно относиться к тому, что у нас называют товарно-материальными ценностями. Доверие – оно тоже обязывает... Но, кстати, это и универмагу удобно – узкий круг материально ответственных лиц... Ну уж, а дисциплина у нас! На днях в зале ко мне подошел бывший одноклассник. Мы и успели-то поздороваться и договориться созвониться, а девчонки мне сообщают: «Вам дежурный администратор замечание сделал. Мы ему, правда, объяснили...» Расстроилась я! Начнется завтра пятиминутка наша обычная в девять часов, и директор скажет перед всеми, что вчера такая-то занималась в рабочее время тем-то. А это всей секции упрек. Представляете, с каким настроением я на той пятиминутке стояла?.. А вообще эти пятиминутки нам очень много дают. Говорится на них обо всем: разбираются прошедший день, состояние ассортимента, выполнение договоров поставщиками, кто впереди по соцсоревнованию. Сразу чувствуешь жизнь всего универмага. И настрой появляется... А потом мы все, не только продавцы, до открытия работаем в залах. Наша секция на первом этаже прямо перед входом, и люди с таким нетерпением смотрят на нас... Не знаю, может, им кажется, что мы этот час "заняты какими-то своими, не имеющими к ним отношения делами, а на самом-то деле и до открытия все думают о них. Получаешь товар – кстати, в рабочее время у нас товары в зал уже не поступают, кроме крупногабаритных, чтобы не отвлекать продавцов от работы с покупателями, – раскладываешь его и прикидываешь для себя, где сегодня нужно оказываться почаще, что говорить покупателям о новинках... Однородные товары размещаем по вертикали, чтобы их можно было осматривать и выбирать, не сходя с места, а самые популярные новинки расставляешь на высоте от метра до полутора, чтобы они сразу попадали на глаза. Помогают нам все: и рабочие, и товароведы, и сотрудники лаборатории НОТ... И вот пошла музыка, а с ней и первые покупатели. И я не чувствую себя одинокой перед ними – со мной мои товарищи... А на пятиминутке тогда про меня ничего не сказали. А если бы сказали? Конечно, обидно бы было – на сколько я там отвлеклась! А с другой стороны, отвлеклась же. Да и со всех так спрашивают. Строго, конечно... Но ведь с нас не только спрашивают. О нас целый комплекс, седьмой, «Здоровье» называется, заботится: и столовая для нас, и кафе, и медпункт... И дома универмаг для работников строит, и детские сады, и ясли... А это, знаете, как много!
Веселый все-таки день воскресенье – не то что дух перевести, на часы взглянуть некогда. Кому, разумеется, что нравится, а Виктору такой напор покупателей по душе – не заскучаешь (в универмаге скользящий график, магазин работает ежедневно). В воскресенье план сам собой делается. Это вам не понедельник – день затишья. Вот уж когда, как ни выворачивайся продавец, до плана все равно как до Луны. Объективные обстоятельства! Казалось бы, отдыхай с чистой совестью, а вот здесь и В понедельник любят делать план. И что интересно – выходит. Не каждый раз, само собой, но выходит. И тогда у всех праздник. Потому что ритмичность – показатель мастерства и класса торгового предприятия...
– «Рубин»? Очень надежный. И «Горизонт» тоже. Ну и что, что в конце месяца выпущен? Брак у нас в зал не попадает. Почему я так уверен? Потому что у нас вся аппаратура проверяется в лаборатории товаров сложного ассортимента... Да-да, и доставить поможем и мастера направим. Да вы не беспокойтесь, он и шнур удлинит, если понадобится.
Было время, он начинал нервничать, когда люди долго решались на покупку.
Ну, что тут размышлять, переспрашивать сто раз?! Подумаешь, событие – телевизор купить! Их тут каждый день десятками... А тут вдруг вспомнил, как дома сами покупали... Люди, может, не один месяц деньги откладывали, с соседями и знакомыми советовались, какой брать, а за последним советом обращаются к тебе. Вот привезут они его домой, и несколько вечеров у них дома праздник будет самый настоящий. А уж сегодня! Между прочим, в любом празднике или участвовать надо, или уж хотя бы стараться не портить его – как-то не по-человечески это... Интересно, почему именно здесь ему все это в голову пришло?.. Когда все вокруг работают здорово, тоже хочется научиться работать так же. Особенно если это, как оказалось, интересно и почетно. Даже выгодно... Но и трудно, правда. Ассортимент, скажем, нужно знать, желательно как Василий Джус, заведующий секцией. Тогда никакой дядя в шляпе тебя не подловит, а то ведь не то что перед ним, перед собой неловко получается. Да и рассказывать о товаре надо уметь хотя бы так, как это дикторы по телевизору делают...
«Самое трудное – преодолеть старые представления о роли и обязанностях продавца и утвердить новые. Подготовка продавца-консультанта стала главной в работе администрации, партийной. профсоюзной и комсомольской организаций универмага», – скажет на проходившем в Виннице семинаре председателей республиканских, краевых и областных комитетов профсоюзов работников торговли М. М. Малышенко.
«Мы стремимся к тому, чтобы быть не просто продавцами, а продавцами-консультантами», – скажет на XVIII съезде комсомола Наталья Артемьева.
Несколько лет назад представителям универмага, как всегда, присутствовавшим на собеседовании с поступающими в торгово-кулинарное училище, приглянулась Галя Сидлецкая. Ее зачислили в группу, которая после окончания должна была прийти на работу в универмаг. Правда, некоторым девушка показалась излишне застенчивой...
– А нам нужно быть хозяевами положения не за спасительно неприступной стеной прилавка, а в доступном для всех пространстве между стеллажами с товаром. Что для этого нужно? Наработать чувство позиции – чтобы в течение всей смены видеть все, что происходит вокруг. И когда покупателей нет и когда среди них протолкнуться трудно. То есть необходимо постоянно контролировать ситуацию и быть готовым прийти на помощь любому покупателю, который, между прочим, такую готовность сразу чувствует. А потом уже остается только сразу войти с ним в контакт. Правда, это и есть самое сложное. Нужно разгадать каждого, приноровиться к нему, найти оптимальную степень общительности. Есть такие, что, войдя в секцию, первым делом ищут глазами продавца. У нас, в «Платьях», это в основном мужчины. Они или подарок ищут, или выполняют чей-то заказ. Самые удобные покупатели – конкретные. А вот женщины!.. Встречаются и такие, что терпеть не могут, когда им советуешь, стараешься помочь, предпочитают во всем разбираться сами, да еще усмехнутся недоверчиво: что это она, мол, тут передо мной разливается, не иначе как дело нечисто... Нужно уметь не обижаться. Конечно, это их полное право – выбирать самим, мы им не мешаем. Но все-таки мы убеждены, что многие из таких покупателей не умеют правильно покупать. Надо их учить. Будем мы грамотно, с душой работать – и они научатся грамотно покупать. Ведь научили же их неправильно покупать – а плохих магазинах...
Словом, продавец-консультант – это в первую очередь продавец активный, – подытожила заместитель заведующего секцией, секретарь комсомольской организации комплекса «Товары для женщин», депутат районного Совета Галина Сидлецкая.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ
Репортаж «Смены'78» с Московского завода елочных украшений