Средь шумного зала…

Игорь Серков| опубликовано в номере №1238, декабрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мальчик просто-напросто перепугался, когда сообразил, что произошло.

А у продавщицы было такое же, как и тогда, когда она рассчитывалась с ним, добродушно-улыбчивое лицо. Мальчик быстро отвел глаза в сторону. Ему было стыдно и страшно, потому что только минуту назад она обманула его, и теперь ему надо вернуться туда и сказать ей об этом. Мальчик не мог представить, как он сможет сделать это. Как он сможет сказать взрослому человеку, что тот обманывает?! А в магазине столько народа... И зачем только он стал пересчитывать сдачу!

Тут продавщица рассмеялась особенно весело, и он, не понимая, что делает и зачем, подошел к прилавку и протянул ^ над ним руку. На полуразжавшейся мокрой ладони его лежали слипшиеся деньги – бумажные и монеты. «Вот... – сумел проговорить он, задыхаясь и чуть не плача. – Вы неправильно мне дали...» Она взяла его ладонь в свою, перевернула ее – и деньги вывалились на прилавок. Одна монета долго катилась к счетам. Очередь затихла. «Ну давай снова посчитаем». Он ждал чего-то жуткого, голос был спокойный и усталый...

Потом пересчитывали еще раз – вместе с оживившейся очередью. Но мальчик уже знал, что ошибся он сам.

Он не мог себе представить, что с ним теперь будет, только понимал – за это наказывают. А продавщица спросила лишь, не нужно ли чего еще... И по всему было видно, что он может идти и что ничего особенного не произошло...

В этот магазин он больше не ходил.

Вдруг показалось совершенно необходимым вспомнить эту историю... Может быть, "потому, что в памяти каждого из нас прочно сидит внушительный запас «магазинных» драм и случаев. И именно он диктует зачастую наши реплики, когда речь заходит о торговле...

Специальностью Виктор решил обзавестись до армии и после восьмого отнес документы в торговый техникум. Только вот продавцом быть он не собирался – ничего привлекательного в этой профессии не находил. А расклад был такой: после техникума не обязательно работать именно в торговле, вполне можно устроиться, к примеру, технологом на каком-нибудь предприятии легкой промышленности. Ну, а если не выйдет это. то уж, во всяком случае, продавцом в зале он не будет – парней в техникуме всего ничего, и в продавцах они, как он узнал, не задерживаются. Первая практика, когда они после двух недель учебы отбывали две следующие в универмаге Могилева-Подольского, ничего в этих его расчетах не переменила. С ними Виктор Любинецкий отправился и на госпрактику – в Винницу... Винницкий ордена Трудового Красного Знамени универмаг – предприятие в отрасли известное.

В свое время здесь одними из первых в стране перешли на метод самообслуживания. Это сейчас 52 процента магазинов в системе государственной торговли работают так, а тогда, в 1969-м, это было ново и непривычно – самообслуживание в крупном промтоварном магазине. Ново для всех, не только для покупателей. В тот год в универмаге побывало в общей сложности около трехсот делегаций. Приезжали отовсюду.

А они готовились к переходу почти четыре года, можно сказать, с открытия. Универмаг только начинал работать, а уже задумывалась реконструкция. «Самообслуживание, – подчеркнет потом директор универмага Михаил Михайлович Малышенко, – только тогда приносит эффект, когда внедряется творчески, когда каждый шаг в этом процессе осмыслен, научно обоснован». За ссудой в Госбанк обратились, когда в детальном плане намечаемого не осталось ни одного неясного места. Одних строительных работ предстояло столько, что казалось – придется закрывать универмаг не менее чем на полгода. А полгода простоя – это и убытки и неудобство для покупателей, с универмагом уже сжившихся, угроза распыления коллектива...

Открытое партийное собрание работников винницкого универмага постановило: «Не закрывать магазин! Торговлю продолжать! Реконструкцию провести силами коллектива! Объявить ее ударной стройкой!» Каждый принял обязательство – отработать на стройке не менее пяти дней.

...В пристроенных к типовому зданию крыльях разместились секции «Ткани» и «Радиотовары». Помещения реконструировали, товары разделили по потребительским комплексам: «Товары для женщин», «Товары для детей», «Культура в быту»... Усовершенствования и перемены с этой реконструкцией не закончились, скорее начались. Отказались от боксовой расстановки оборудования и перешли на линейную. Само оборудование заменили изготовленным по эталонам и стандартам СЭВ, что резко увеличило товарную массу в залах. Здесь установили систему кондиционеров и воздуховодов протяжённостью в тысячу метров. Пришлось рыть и артезианский колодец. Зато теперь даже в самые жаркие дни в залах не больше 20 градусов. Создана лаборатория НОТ. Расширена камера хранения. На здании смонтирован электронно-световой информатор. Внутри – каждый час радио- и телереклама. Готовится прямой канал с выходом по радио в город и на область;

Все, что делалось, имело одну главную цель – создать максимум удобств покупателям. Сделать так, чтобы они могли потратить на покупку столько времени, сколько считают нужным, не больше. Меньше – пожалуйста.

Это из выступления на XVIII съезде ВЛКСМ делегата Натальи Артемьевой, старшего продавца винницкого универмага.

Сейчас в универмаге вплотную занимаются введением единого расчетного узла.

Группу практикантов приняли, как обычно, приветливо и по-деловому. Устроили на квартиры, оформили на должности, познакомили с предприятием. Оно Виктору понравилось. В залах просторно, свободно, очередей не видно. А такое оборудование и раскладку товаров до сих пор только в учебниках видел. Грузовые лифты работают, товар подвозят на специальных тележках. Склады крупногабаритных грузов внизу и во дворе. Все как надо. Комнаты отдыха чистенькие, гардеробные с горячим душем. Газированной водички из автомата бесплатно попить тоже приятно, между прочим. На самых видных местах цветные фотографии лучших работников, бригад. Один стенд Виктора сначала удивил – с него смотрели серьезные ребятишки в школьной форме. Оказалось: «Дети – отличники учебы работников универмага». Что ж, матери вон того конопатого хлопца мимо проходить, надо думать, приятно.

Ну, а кафе Виктора просто поразило... По винтовой лестнице спускаешься в уютный зал, отделанный деревом, со стойкой бара, мягкой мебелью красной кожи... Не зря говорят, что на вечера сюда попасть стараются все винничане.

Практикантов сразу предупредили, что считать их будут полноправными членами коллектива. А это значит, что и обязанности тоже будут соответствующими. Виктор получил синенькие «Основные правила работы универмага самообслуживания» и обнаружил, что кое-каких прав он теперь... лишен. Например, покидать свое рабочее место, делать личные покупки, отвлекаться для посторонних разговоров. Потому что его рабочее время принадлежит не ему – покупателю. И еще там очень много было про то, как общаться с покупателями... Известно как – вежливо... В случае возникновения конфликта вызвать дежурного администратора? Ну да посмотрим...

Малышенко очень не любит, когда некоторые из его коллег-директоров принимаются жаловаться на продавцов: и такие они, и сякие, и ничем их не проймешь. С трудом он сдерживает себя, если ситуация не позволяет возразить сразу. Сам он на своих не жаловался никогда и уверен – не придется. А почему? Ведь приходят в универмаг обычные девчата и ребята, и вовсе не обязательно их представления о будущей работе соответствуют тому образу идеального продавца, который так бередит душу коллегам Малышенко. Ждут они его, идеального-то, да вот беда: дождаться не могут. А его не ждать – готовить надо. Из тех, кто уже пришел в торговлю или придет завтра.. Да, это трудный путь, зато реальный, верный. Малышенко вообще считает, что готовый, со стажем, наработанным в другом месте, продавец универмагу самообслуживания и не нужен. И стоило бы, может быть, универмагам сократить прием специалистов из торгов. Только готовить самим вместе с училищами и школой.

Найти в винницком универмаге продавщицу с опытом работы в другом магазине оказалось действительно делом нелегким.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Там, где Новый год не кончается

Репортаж «Смены'78» с Московского завода елочных украшений