Спящая Венера

1 Февраля 2010, 14:45
  • В закладки
  • Вставить в блог

Внимательно разглядывая холст, на об­ратной стороне он заметил надпись:

«Чечилия в объятиях сна на мяг­ком ложе, и нет для Дзордзо существа дороже!»

Конечно же, иначе и быть не могло! Эта картина - гимн любви! На полотне спала прекрасная возлюбленная Джорджоне, юная Чечилия! Теперь Тициан был уверен - Джорджоне умер из-за любви...

Тициан почти переписал картину. От оригинала осталась поза Венеры и выра­жение лица, а в остальном, как говорят данные современных исследований, чув­ствуется рука Тициана. Это и пейзаж, и по­душка, и шелковое покрывало... В 1525 году Меркантонио Микиэль писал: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Вене­ру, которая спит в пейзаже, и Купидона, на­писана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон закончены Тицианом».

К чести Тициана, он, столько сделав­ший для «Спящей Венеры», никогда впоследствии ни в письмах, ни в разговорах с друзьями не пытался присвоить себе авторство.

До конца XVII века картина как фа­мильное достояние хранилась в семье Марчелло. Потом для семейства наста­ли трудные времена, и картину пришлось продать. Она сменила нескольких хозяев, а в 1697 году полотно приобрел у торговца картинами Ле Роя курфюрст Саксон­ский для своего собрания - так оно попа­ло в Дрезденскую галерею. Попало не в лучшем состоянии. Несколько поколений реставраторов отдавали ему свое сердце, стараясь сохранить шедевр для потомков.

Но история картины на этом не закон­чилась - самое страшное было впереди.

В 1939 году началась Вторая мировая война. По настоятельному требованию немецких музейщиков, в 1942 году сокро­вища Дрезденской галереи стали эвакуи­ровать. Поначалу их вывозили в дворян­ские поместья и замки Саксонии. Когда же война приблизилась к границам Герма­нии, был отдан приказ перевезти все цен­ности в новое место - к западу от Эльбы. Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины по­пали в совершенно непригодные для это­го помещения - в старые заброшенные шахты, известняковые штольни. После взятия Дрездена советскими войсками подземные убежища были найдены. На­шлась и «Спящая Венера» - она лежала в старой грязной вагонетке.

Пребывание под землей губительно по­действовало на многие картины: на них появилась плесень, кое-где потрескался и вздулся красочный слой. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спя­щая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Над их восстановлением работали со­ветские искусствоведы и реставраторы. В 1955 году шедевры Дрезденской галереи вернулись домой, в Дрезден, и, наконец, 3 июня 1956 года первые посетители Дрез­денской галереи, восстановленной по­сле страшных бомбежек, смогли увидеть ее сокровища. С тех пор прославленная «Спящая Венера» украшает одно из луч­ших художественных собраний мира.

Что снится этой красавице, видящей сны уже более пяти столетий?

И кто ее создатель - любимец Венеции, художник с лютней, красавец Джорджоне, или молодой Тициан, погруженный в глу­бокие размышления об искусстве, спаса­ющий картину своего коллеги-соперника во имя Красоты?

Или саксонские курфюрсты, купив­шие картину за немалые деньги и спра­ведливо считавшие ее жемчужиной сво­ей коллекции?

Или гитлеровцы, спешно вывозящие шедевры Дрездена, дабы не попали они в руки советских войск?

А может, бережные руки советских ре­ставраторов, сделавших все возможное и невозможное, чтобы подарить ей, этой пре­лестной богине, новую и долгую жизнь? 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены