Спекулянты космосом

А Ефремов| опубликовано в номере №885, апрель 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нужны ли еще доказательства? Пауэл и Бержье считают, что все ясно и так. Да здравствует стронций-90, да здравствуют ядерные взрывы!

Вот до какой низости могут дойти ученые, вставшие на путь как будто невинных поначалу подтасовок. Вся эта история с библейскими сюжетами, баальбекскими колоннами и шестиметровыми статуями обернулась грязной политической спекуляцией.

А спекулянтов, как и воров, нужно хватать за руку.

Что мы и делаем.

Не мертвый камень

— Вы знаете Виктора Гончарова?

— Да. Это поэт, который в свободное время занимается скульптурой.

Так говорят о Викторе Гончарове. И, говоря так, ошибаются. Для Гончарова и поэзия и скульптура — профессия.

Как поэт Виктор Гончаров не нуждается в представлении журналиста или критика. Но о том, как он работает в качестве скульптора, стоит рассказать.

Можно сказать, что среди профессиональных скульпторов распространены два метода работы: одни, как говорят, «тянут» форму, другие «рубят» ее. Иные методы работы — почти исключение. Исключение в этом смысле и Виктор Гончаров. Он почти ничего не делает с материалом. Материал для него — уже почти готовый образ, или, вернее сказать, полуфабрикат (да простит он нам это сравнение!).

Писатель Александр Грин в осколке раковины умел видеть фантастические города, наполненные человеческим смехом и любовью, города с ослепительными закатами и тропическими ливнями, немыслимыми растениями и веселыми жителями, говорящими на несуществующем языке. Тогда он садился за стол и писал, тогда вырисовывалась тема и рождался сюжет. Кто-то, говоря о методе работы Гончарова, очень удачно и кстати вспомнил сцену из «Гамлета», где принц, глядя на движущееся облако, сравнивает его сначала с верблюдом, потом с хорьком и китом. Все люди обладают известным воображением. У Гончарова оно развито до предела, я бы сказал, до совершенства. Как художник, он доверяет природе, а не вступает с нею в спор. В созданиях природы — будь то корень дерева или глыба камня — он как бы «высматривает» свои образы. Должно быть, во время работы над скульптурой Гончаров чувствует себя не столько создателем, сколько помощником природы, ее подручным. Вот почему он едва притрагивается к материалу, никогда не нарушая естественных линий и форм. Он как бы «промывает», конкретизирует черты того, что увидел.

Этот союз скульптора с природой дает ему и другие преимущества. Создания природы. ее фантазия бесконечно многообразны, поэтому тан многообразны и произведения Гончарова. Они то проникнуты лиризмом и задумчивостью, то ироничны и насмешливы, то полны созерцательной мудрости. Глядя на работы Гончарова, легко заметить, что диапазон настроений и тем его вещей в полной мере зависит от «души» материала. У Гончарова материал — это не мертвый камень или кусок дерева, он имеет свой темперамент и психологию.

Поэтому так беспредельно многообразны и сюжеты произведений Гончарова. То в формах и линиях слоев камня он увидел удивительное совпадение с чертами лица реального человека: он едва тронул камень резцом — и перед нами законченный портрет писательницы Мариэтты Шагинян. То фантазию художника разбудили цвет и форма древесного корня, и. отсекая все, на его взгляд, лишнее, углубляя намеченные природой черты, скульптор создает образ индийского раджи. То камень, найденный на морском берегу, оживает в рунах художника, превращаясь в необыкновенно характерный и шаржированный тип, который автор назвал «Эстетом». То корневище дерева превращается у Гончарова в развеселого «Бражника», этакого пушкинского Варлаама: кусок булыжника с зеленоватыми вкраплениями оказывается сильным, обветренным лицом старого рыбака, а в узловатом разветвлении дерева скульптор увидел трагедию Хиросимы и создал монументальное по силе выразительности произведение.

Так работает, так создает свои скульптуры Виктор Гончаров. Решать вопрос: кто он все-таки — поэт, занимающийся скульптурой, или скульптор. пишущий стихи, — не так уж важно. Важно, что и то и другое он делает крепко и самобытно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены