Венцелю Фрешнеру, владельцу пивной в Верхней Баварии, почтальон принес толстый пакет. Трактирщик вскрыл его и принялся за чтение. «День Икс приближается. Земля обречена. Скоро мы все окажемся под властью расы нечеловеков. Космические лайнеры Венеры уже готовы к полету на Землю. Вторжение близится».
Далее в брошюре говорилось о том, что венусианцы (от латинского Venus — Венера) производят набор землян, которые могли бы им помочь в образовании Всемирной республики. Им требовались клерки, тайные агенты, ученые, врачи, машинистки... и, конечно, деньги. Тем, кто окажет господствующей расе финансовую поддержку, разумеется, воздастся на Земле.
У Веицеля Фрешнера наличных денег было немного. Но, заложив пивную, он сумел получить в банке четыреста фунтов стерлингов и отправил эту сумму эмиссарам Всемирной республики Венеры. Эмиссары жили в Чили.
Вскоре он получил от них извещение о присвоении ему. Венцелю Фрешнеру, звания советника по экономическим вопросам (продовольственные товары). Польщенный кабатчик стал с нетерпением поджидать День Икс.
Его нетерпение разделяли многие, вложившие деньги в далекую планету. Кое-кто связывал с Венерой последний шанс подыскать надежное местечко. Например, Хельмут Милле, которому за двенадцать фунтов была обещана должность клерка Всемирной республики. Гарантии? Разумеется. У него, как и Фрешнера, имелся паспорт, удостоверяющий его новую, венусианскую национальность.
В настоящее время на Земле насчитывается несколько тысяч подданных Венеры. Все они имеют венусианские паспорта, на которых стоит подпись эмиссара по вопросам безопасности Карла Мекиса.
Карлу Мекису судьба уготовила родиться не на Венере, а в Австрии. И до известного возраста он вообще думать не думал об Утренней звезде.
Карл Мекис был офицером СС, затем полицейским в Линце, затем платным агентом американской разведки. Уверовав в безнаказанность, занялся контрабандой оружием и сигаретами. Влип и сбежал в Чили.
По дороге Мекис познакомился с неким Францем Вебер-Рихтером, пройдохой из пройдох. Мекис стал работать на птицеферме, а Вебер-Рихтер после нескольких мелких афер заинтересовался космосом. Это было время, когда полеты первых советских спутников возвестили начало космической эры. Человечество торжествовало победу. Вебер-Рихтера спутники не интересовали. Его интересовала только валюта. И он решил поживиться на космическом энтузиазме. Вебер-Рихтер основывает Всемирную республику Венеры и вызывает с птицефермы Карла Мекиса, чтобы поручить ему защиту безопасности космического государства. Мекису вменялась в обязанность и вербовка новых подданных.
Дело сразу пошло в гору. В своем оффисе в центре Сантъяго Мекис и Вебер-Рихтер не уставали диктовать трем стенографисткам декреты, эдикты и экономические планы Всемирной республики. В газетах и журналах Австрии, Италии, ФРГ, Швейцарии появились объявления космических аферистов. Заинтересовавшимся высылалась увесистая брошюра. А вскоре появился солидный труд на шестистах двадцати девяти страницах «Конституция Всемирной республики Венеры». Она должна была войти в силу после захвата Земли венусианцами.
Количество людей, попавшихся на удочку, значительно превысило первоначальные расчеты эмиссаров. Только из родной Австрии удалось выкачать двадцать тысяч фунтов. Чтобы лучше управлять своими подданными, они перебрались поближе к ним и в 1959 году обосновались в Риме. Между тем приближалась дата, названная ими в качестве Дня Икс. Посвященные в «тайну» заволновались. Пришлось срочно издать официальное номмюнике. «Вторжение откладывается в связи с недостаточным укомплектованием штата Всемирной республики». Опубликовав коммюнике, эмиссары приготовились дать деру, но им поверили. Поборы продолжались, пока не подошел срок нового Дня Икс. Мекис рассылает «венусианцам» очередной указ и складывает чемоданы. «Внезапная и трагическая кончина главнокомандующего Венусианским космическим флотом вынуждает нас временно отложить вторжение».
Эмиссаров опять не побили. Им снова поверили. Охота пуще неволи. И Мекис выехал в командировку в Австрию. На родине Мекису припомнили старое дело с контрабандой и, несмотря на космическую неприкосновенность, засадили на пять лет в тюрьму. На процессе Мекиса и вскрылись некоторые подробности из жизни Всемирной республики.
Кое-кто из венусианцев устыдился и разорвал свой паспорт. Но многие продолжают дожидаться Дня Икс. А в Риме по-прежнему функционирует правительство Всемирной республики Венеры во главе с верховным эмиссаром Францем Вебер-Рихтером.
Раэумеется, всю только что рассказанную историю можно было бы целиком отнести на счет глупости. Дескать, что с дураков возьмешь, так им и надо. Но все же надо признать, что столь пышно глупость может расцвести только на хорошо унавоженной почве. Мекис и Вебер-Рихтер собирали урожай с поля, которое не они засевали. Идея космического вторжения была брошена в массы обывателей еще семнадцать лет назад.
24 июля 1947 года капитану военно-воздушных сил США Кеннету Арнольду, пролетавшему в районе одной из высочайших вершин Северной Америки, горы Ренье, привиделась в воздухе, на фоне ледника, вереница быстро движущихся слегка похожих на блюдца предметов. На следующий день таинственные блюдца прочно обосновались на первых полосах американских газет. Тут же обнаружились новые очевидцы. Буквально за неделю число американцев, «своими глазами» видавших летающие блюдца, перевалило за сотню. Появились первые фотографии таинственных объектов. Америка ждала объяснений. Выступи в этот момент с толковым разъяснением кто-нибудь из видных американских ученых — специалистов в области атмосферных и оптических явлений, — и дело с концом, посмеялась бы Америка над наиболее доверчивыми своими соотечественниками и позабыла бы о блюдцах. Но никто из ученых тогда не выступил, считая, видимо, газетную шумиху не стоящей серьезного внимания. А за проверку сообщений о «летающих блюдцах» взялся Пентагон. Его официальный отчет усугубил панику. Несколько десятков «объектов», якобы увиденных в воздухе, в том числе и «блюдца» Арнольда, были отнесены к разряду «необъяснимых».
Трудно предположить, чтобы специалисты, привлеченные Пентагоном к расследованию «дела о летающих блюдцах», были недостаточно квалифицированны, чтобы не разглядеть иллюзионного, мнимого характера всех подобных сообщений. Но в интересах Пентагона было не успокоить, а взбудоражить общественное мнение. Расчет простой. Напуганный американец не станет возражать против роста военных ассигнований.
Так космос впервые стал предметом политической спекуляции. «Летающим блюдцам» была уготована определенная роль в разжигании «холодной войны». «Не являются ли «летающие блюдца» секретным оружием большевиков?» С легкой руки Пентагона такой вопрос не сходил со страниц американской печати.
В скором времени, однако, генералы забеспокоились. Уж больно беспомощно выглядел в этом свете сам Пентагон. От «большевистской» версии пришлось отказаться. Тогда-то и выплыла впервые космическая «теория» происхождения «летающих блюдец».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
(Из очерков о Болгарии)