Пожалуй, это больше чем очередная художественная выставка. И не только потому, что свыше шестисот произведений живописи, скульптуры и графики, экспонированные в залах Музея изобразительных искусств имени Пушкина, посвящены знаменательному событию в жизни советской молодежи – XIV съезду комсомола. Выставка – своеобразный рапорт молодых художников, чье творчество занимает видное место в трудовой жизни страны.
Художникам чуждо стремление поразить зрителя ложной мудростью или парадной пышностью, что отнюдь не было редкостью на выставках лет десять назад. Гигантские скульптуры и многометровые холсты уступили место глубоким по содержанию произведениям. Художественная ценность искусства определяется не размерами – это стало истиной. Небольшой портрет нефтяника азербайджанского живописца Т. Салахова говорит о труде и человеке больше и полнее, чем монументальное полотно, изображающее нефтяные промыслы с точностью документальной фотографии. Скромные размеры и простая композиция картины В. Попкова «Новый дом готов» убеждают, что тему социалистического строительства в искусстве можно решать, вовсе не изображая подъемных кранов, мощных экскаваторов и парней в майках с тяжелоатлетической мускулатурой. Здесь голубоватый свет утра, льющийся в просторные окна, и фигуры девушек, освещенные ранним солнцем, лирично и ненарочито выражают основную мысль: созидание прекрасно!
Тематическое разнообразие выставки заставляет говорить о том, насколько широк круг интересов наших художников. Темы революционного прошлого и военных лет, послевоенное-строительство и сибирские новостройки, портреты современников и лирические пейзажи и натюрморты – все это находит место на выставке. Художники действенно вторгаются в жизнь; они не наблюдают ее со стороны, но активно участвуют в ней. В самом деле, достаточно ли было П. Никонову наблюдать новое сибирское строительство из окна гостиницы, чтобы написать картину «Наши будни»? Автором этой картины мог быть человек, на себе испытавший и крепость зимнего сибирского ветра, и обжигающее прикосновение к ладоням ледяного металла, и очевидные неудобства открытого кузова машины, которую подкидывает на мерзлых взметах проселка...
Вся многонациональная Советская страна представлена на молодежной выставке. Солнечный колорит, щедрая южная сочность живописи Кавказа и среднеазиатских республик, сдержанная палитра и острота формы прибалтийцев, полнокровное ощущение жизни украинских художников – все это заставляет всерьез говорить о национальном своеобразии нашего искусства.
Всесоюзная выставка молодых художников знаменательна и как культурное событие в жизни страны и как творческий отчет художников комсомольскому съезду.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.