В вахтенном журнале эскадренного миноносца «Самсон» 3 марта 1917 года события дня были, как всегда, записаны по часам и минутам:
16 50 Команде прочли манифест об отречении императора Николая II от престола. 20.00 Молитва.
Лейтенант Павлов вызвал команду «Самсона» вечером на справку, прошёлся пьяненький перед строем и погрозил пальцем, словно малым детям:
- Вы, братцы, знаете, конечно, что в Петрограде забастовка, но чтобы у меня того... ни-ни!
Кочегарный старшина Григорий Силин вернулся на корабль поздно вечером. Друзья ждали его.
- С «Андрея» будет пушка - тогда включаем красный клотик! - тихо сообщил Силин своим людям.
Назавтра, не дождавшись сигнального выстрела с «Андрея», люди «Самсона» во главе с Силиным проникли в корабельный арсенал, взломали замок, расхватали винтовки, наганы, патроны и высыпали на стенку. Только самсоновцы показались на стенке, как грянул условный выстрел с «Андрея». Люди двинулись к кораблям и казармам - звать матросов и солдат в город на демонстрацию.
Так минная дивизия присоединилась к революции...
В октябрьские дни 1917 года «Самсон» стоял в Гельсингфорсе, куда корабль возвратился после Моонзундской операции. На заседании Центробалта в эти дни обсуждался экстренный вопрос о посылке миноносцев в Петроград: туда, по заданию Ленина и Сталина, вызывались большевистски настроенные экипажи.
Поход «Самсона» в Петроград возглавил комиссар Борисов, из рядовых. На «Самсон» был доставлен огромный красный плакат. На нём крупными буквами было написано: «Долой коалицию! Да здравствует съезд Советов! Вся власть Советам!»
С линейного корабля «Республика» пришли на «Самсон» сто тридцать моряков в полном вооружении. Это была десантная часть, предназначавшаяся для штурма Зимнего дворца. Несколько миноносцев во главе с «Самсоном» вышли из Гельсингфорса шестнадцатиузловым ходом и направились курсом на Петроград.
«Самсон» отдал якорь близ Николаевского моста. К миноносцу быстро подошёл буксир и принял десантников, поступивших в распоряжение Революционного комитета. Часть самсоновцев, вооружившись винтовками, также пошла на штурм Зимнего.
Матросы, оставшиеся на «Самсоне», готовили его к бою. Артиллерийская прислуга «Самсона» не отходила от орудий. Минный машинист Федя Зверев шагал по железной палубе возле своего носового орудия. В напряжённой тишине оглушительно бухнуло.
- «Аврора»! Это сигнал! Сейчас начнутся торжественные проводы Керенского, - авторитетно заявил Зверев и стал возле своего орудия, как положено по боевому расписанию.
Произошло чудо: голодная, холодная, раздетая и разутая страна отразила нападение на неё четырнадцати держав и победно завершила гражданскую войну. Миноносец «Самсон» пришёл к мирной жизни с боевыми и революционными заслугами. Одним из первых он поднял знамя восстания против самодержавия. «Самсону» была доверена высокая честь выйти в октябрьские дни на Неву по вызову Сталина. Миноносец давал своих людей на все фронты против врагов Родины. За эти заслуги корабль получил имя «Сталин» - в честь вождя и друга народов.
Накануне торжества, посвященного переименованию корабля, команде выдали новое обмундирование. Матросы надели ленточки, сверкавшие золотыми буквами: «Сталин». Миноносец расцветился флагами. В этот день - День пятилетия Красной Армии, 23 февраля 1923 года, - в 11 часов 40 минут, начался салют из носового орудия, продолжавшийся полчаса. В резолюции общего собрания экипажа, обращенной к товарищу Сталину, говорилось:
«... Мы Вас просим принять и утвердить выборы Вас почётным красным военным моряком личного состава эсминца, коему присвоено Ваше имя, что даст ещё более тесную связь и уверенность, что Вы, флот и эскадренный миноносец «Сталин» - одно целое в деле укрепления революции и строительства флота и окончательного поднятия его на боевую высоту».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.