Он единственный, кроме самого Валерия Беляковича, человек в театре, имеющий профессиональное образование, окончил актерский факультет ГИТИСа. Но после четырех курсов института для него не стояло вопроса, где работать, — конечно, в студии, конечно, на Юго-Западе. Гришечкин занимался в группе Беляковича еще в Театре юного москвича. Он не мыслит себя в ином театре и с другим режиссером, так как твердо убежден, что его режиссер — «самый-самый»: самый интересный, самый необходимый ему как актеру.
Режиссер сразу нашел, как и где использовать выразительный голос актера, его ярко выраженное стремление к гротеску и великолепную контактность, которой тот никогда не терял на сцене. Спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон» поставлен Беляковичем как сказка-памфлет. В нем сплетаются лирические волшебные мотивы и сатирические нападки на приспособленчество, скрывающее циничное попрание свободы личности. Гришечкин исполняет в «Драконе» роль Бургомистра: карьериста, достигшего высот на несчастье своих сограждан, умелого актера, прикидывающегося сумасшедшим, и жестокого тирана, чувствующего свою безнаказанность.
В некоторых спектаклях студии состав исполнителей поддается варьированию, заменам. Но в «Драконе» постоянно трио. Бургомистр — В. Гришечкин, Ланцелот — В.Авилов, Генрих — А.Ванин. Поэтому, когда Вячеслав ушел служить в армию, спектакль пришлось временно снять — молодой актер оказался незаменимым. А как, наверное, памятен ему осенний день, когда его друзья приехали в часть с представлением «Театр Аллы. Пугачевой» — подарком другу и его товарищам по службе.
Обаяние — главная, пожалуй, черта персонажей, исполняемых Гришечкиным. Молодежная, самая отзывчивая часть зрителей всегда найдет в его героях живое зерно — постоянно движущийся блестящий характер. Няня Василиса из старинного русского водевиля, персонажи композиции по рассказам А. Чехова, дофин Карл («Жаворонок» Ж. Ануйя), — все они не просто живут рядом, зал воспринимает их не как действующих лиц представления, а как остроумных собеседников. Но кто знает, может быть, скоро мы увидим Вячеслава Гришечкина в абсолютно новом для него амплуа?
Когда Саша Глебова, героиня драмы А. Казанцева «Старый дом», шла на последний школьный экзамен, она не подозревала, что этот день станет последним днем ее детства и первым днем взрослой жизни. В этот день она сделала выбор — бесповоротно решила стать актрисой — и потеряла самое дорогое на свете — первую юношескую любовь. Любовь — к Олегу оказалась первой и последней в ее жизни.
Галина Галкина проживает судьбу своей героини: ее трудные взаимоотношения с пьяницей-отцом и забитой матерью, ее первую любовь, растоптанную местными «блюстителями нравственности», ее отказ простить предательство любимого человека, равный отказу от счастья на всю жизнь. Спектакль «Старый дом» и его главная героиня достоверны. Люди, пережившие время коммуналок, соседских склок и великодушных примирений, узнают свое прошлое иногда с улыбкой умиления, иногда с внутренним содроганием. А другие, ощущая по реакции соседей правдивость происходящих событий, понимают, что перед ними развернулся кусок нашей жизни, уже уходящей в прошлое...
Галина — одна из самых молодых актрис театра и одновременно его ветеран, она находится здесь со дня основания студии. Она же — первая исполнительница многих ролей: Арманды в «Мольере» М. Булгакова, Эльзы в «Драконе» Е.Шварца, Жанны д'Арк в «Жаворонке» Ж. Ануйя.
Жанна д'Арк — жаворонок Франции, воплощение простоты и величия подвига. Миниатюрная девушка с низким, мягким голосом завораживала скрытой в ней огромной силой и верой. Она шла к своей цели — получить войско и броситься во главе его в битву за родину, — твердо зная, что в этом ее предназначение. С каждым новым препятствием, казалось, силы ее крепли, а воля сокрушала все преграды. Фигура Жанны в исполнении Галины Галкиной — не ожившая легенда, она воплощение гения.
А после спектакля Галина Галкина быстро исчезает. Куда? Домой. Там ждут ее две маленькие дочки, Аня и Оля, — более трудная часть ее жизни.
Это особая категория в театре — «свой» зритель. Он был у молодого МХАТа, у начинающего «Современника» и уже зрелой «Таганки». «Свой» зритель есть у конкретных режиссеров, актеров. На Юго-Западе «свой» зритель — это почти весь зал (кстати, совсем не так много — всего 125 человек). Кто эти люди? Местные школьники — они готовы ходить сюда каждый день — живут в соседних домах и выросли рядом с этим театром. Студенты — часто они приезжают со всех концов Москвы. Молодежи в зрительном зале много, но и взрослые люди не обходят вниманием молодой театр.
Что же дает театр молодому зрителю? Ребята не просто ходят на спектакли, они начинают интересоваться театром вообще. Если у Беляковича идет одноактная пьеса М. де Гельдерода «Эскориал», они достанут сборник пьес и прочтут все; если здесь поставили «Мольера» М. Булгакова, они пойдут в «Современник» смотреть «Кабалу святош», а заодно и во МХАТ на «Дни Турбиных» и «Бал при свечах» (инсценировка по мотивам «Мастера и Маргариты»). Театр формирует их эстетические взгляды, заставляет трудиться их души, воспитывает интеллект.
К зрителю в Театре-студии на Юго-Западе относятся бережно. Его уважают. Откроется дверь, и дежурный по входу обязательно произнесет: «Добрый вечер! Пожалуйста, проходите». Вас встретят, дадут программку, помогут отыскать свое место. Для безбилетных поклонников — а они есть всегда — подставят сбоку раскладные стульчики и расстелят по полу перед первым рядом ковер. Вы гость в этом маленьком зале. А когда начнется спектакль, вы можете заметить девушку-дежурную, которая стоит в проходе и, прижавшись к стене, напряженно следит за действием, хотя наверняка знает все наизусть. А закончится спектакль, и, оставляя в книге отзывов добрые слова, зрители обязательно интересуются, какой спектакль будет завтра. Словом, театр воспитал своего зрителя, он его создал, и есть надежда, что никому его не отдаст. А зритель говорит только одно: «У нас один театр в районе, но зато какой!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.