... Под ритмичные звуки бубна легко, едва касаясь земли, выходит девушка с длинными чёрными косами, в яркой, расшитой шёлком тюбетейке. Взмахи её рук напоминают движения сеяльщицы хлопка. И перед зрителем возникает поэтическая картина: всходит посеянное семя, тянутся к солнцу стебли, раскрываются коробочки хлопка. Девушка собирает их в корзину. Наполнена одна, другая корзина, но нет усталости в неутомимых, ловких руках.
Нелегко передать всё это средствами хореографии (танец называется «Пахтакёр» - «Сборщица хлопка»), так, чтобы зритель видел всё же не пантомиму, а танец. Но Галия Измайлова, молодая узбекская балерина, достигает в исполнении «Пахтакёра» подлинной виртуозности. Сочетание мягких, подчас еле уловимых движений рук, ног, головы, всего корпуса составляет то, что принято называть чёткостью и законченностью хореографического рисунка.
Страной белого золота – хлопка - называют Узбекистан. Веками выращивали узбеки эту ценную культуру. Но тяжёл и безрадостен был труд хлопкороба, с тяжёлым кетменем под палящими лучами солнца гнувшего спину на чужой земле. Не было радости в изнуряющем труде на богача-бая, мало было радости и в песнях и танцах, которые затевали парни и девушки на редких праздниках. Только советская власть дала стране новую жизнь, породила новые песни, вольные и широкие, как степь, и новые танцы, светлые и радостные, как сама жизнь.
Ещё в раннем детстве много раз бывала Галия в кишлаках на праздничных колхозных «тоях» (гуляньях), где под аккомпанемент звонкой дойры танцевала молодёжь темпераментный «Лязги» и где сама девочка под шумное одобрение взрослых выходила в круг, задорно вскидывая над головой маленькие смуглые руки.
Приезжая домой в Ташкент после летних каникул, Галия собирала вокруг себя своих сверстниц и разучивала с ними красивые, замысловатые движения, которые она видела у колхозных танцовщиц на «тоях». И ни один праздничный вечер в 74-й ташкентской школе, где училась Галия, не проходил без её участия. «Наша маленькая Тамара Ханум», - говорили про способную девочку её школьные подруги и учителя. Это была большая похвала: имя Тамары Ханум, замечательной исполнительницы узбекских народных песен и танцев, одной из создательниц нового узбекского искусства, было известно далеко за пределами республики.
Галия мечтала быть хоть чуточку похожей на знаменитую танцовщицу, и действительно, именно Тамара Ханум стала её первым педагогом и наставником.
В 1934 году в Ташкенте проходила областная олимпиада детской художественной самодеятельности. Всеобщее внимание на этой олимпиаде привлекла одиннадцатилетняя ученица из 74-й школы. Зрителей и членов жюри, в составе которого была и Тамара Ханум, поразили лёгкость и грациозность, с которыми Галия исполняла узбекские танцы. Сразу после концерта Тамара Ханум подозвала к себе девочку, горячо поздравила с успехом и спросила, хочет ли Галия заниматься в балетной школе, где Тамара Ханум преподавала.
Хочет ли она? Ещё бы, ведь это её мечта!
И вот Галия - ученица Ташкентской балетной школы. Здесь она под руководством Тамары Ханум, другой известной исполнительницы народных танцев - Мукаррам Тургунбаевой - и преподавательницы классического танца Евгении Константиновны Обуховой постигает сложное искусство хореографии.
В течение шести лет Галия проходит полный курс хореографической школы-девятилетки и одновременна заканчивает музыкальную школу по классу фортепиано.
С волнением входила Галия в красивое, недавно выстроенное здание Узбекского государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Да и было от чего волноваться! В этом лучшем в республике театре пели такие знаменитые артисты, как Калима Насырова и Назира Ахмедова, танцевали такие признанные мастера, как Мукаррам Тургунбаева и Вера Губская.
С радостью встретила юную артистку её бывшая воспитательница - Мукаррам Тургунбаева. В театре, как и в школе, Тургунбаева продолжала внимательно следить за молодой балериной, как чуткий и внимательный старший друг направляла она её рост.
- В балете, Галия, одного таланта мало, нужен упорный и настойчивый труд, - часто говорила Мукаррам Тургунбаева.
И каждый день Талию можно было видеть на четвёртом этаже театра в репетиционном зале с зеркальной стеной, где десятки, сотни раз проделывала девушка различные упражнения и вновь и вновь повторяла наиболее сложные движения из народных танцев, репетировала целые сцены из спектаклей.
Год от года росло мастерство молодой артистки. Здесь, в театре, в полной мере выявилась и другая сторона дарования танцовщицы: она стала отличной исполнительницей партий в классических балетах.
Опытный балетмейстер, постановщик многих классических балетов Павел Константинович Иоркин, воспитавший в театре целую группу одарённых молодых артистов, увидел, что наряду с богатой техникой Измайловой присущи большая музыкальность и драматичность, так необходимые при исполнении классических партий большого масштаба.
Уже первая работа балерины - роль Марии в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» - показала, что в лице Галии Измайловой театр приобрёл новую незаурядную танцовщицу глубокого лирического плана. Пожалуй, впервые на сцене узбекского театра зритель увидел столь поэтическое, полное одухотворённости воплощение истинно пушкинской Марии.
К лету 1947 года, когда комсомолка Галия Измайлова в составе советской делегации поехала в Прагу на первый Международный фестиваль демократической молодёжи, в её «багаже» была ещё одна большая классическая партия - Царь-Девицы в балете «Конёк-Горбунок».
Сочетание работы над ролями классического репертуара и одновременно над характерными народными танцами принесло замечательные плоды. Классический танец обогащал танец народный, так же, как народный, в свою очередь, придавал особую пластичность и грациозность движениям классического танца.
«В исполнении Измайловой, - писала чехословацкая газета «Млада фронт», - Прага после долгого перерыва увидела подлинно восточное балетное искусство. Оно просто в своем выявлении и чрезвычайно сложно в своей совершенной композиции. Игра рук танцовщицы уже сама является поэзией... Несравнимое искусство Измайловой предстало перед нами благодаря тому, что СССР дал своим народам возможность богатого культурного развития».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.