Пройдитесь по залам Исторического музея, где сейчас открылась выставка молодых советских художников, и вас поразит прежде всего необычайное стилевое разнообразие выставленных работ. Но в этой шумной разноголосице нетрудно уловить и то основное, что руководит художественной молодежью, - «горячее желание правдиво изобразить нашу действительность.
Бесспорен тот факт, что подобной выставки у нас еще не было. По существу, - это первый значительный показ наших молодых живописцев, впервые, за весьма редким исключением, выставляющих свои работы.
Может показаться, что не было ничего трудного в том, чтобы собрать эти разрозненные молодые силы. Но несколько тысяч полотен, присланных на выставку, потребовали длительного и кропотливого отбора. Эти полотна неожиданно показали, какое огромное количество молодежи у нас пишет картины, лепит, рисует, гравирует.
Выставка дает представление о той системе идей и образов, которая характеризует лицо нашей художественной молодежи.
Зрителю отрадно отметить, что нашей молодежи чужды «левые», сугубо формалистические позиции. Основное в ее творчестве - реализм, новые образы и новая тематика, которые они черпают в глубинах живой жизни советской действительности.
Молодежь иногда вполне удовлетворяется тем, что получила от своих учителей. Это ослабляет ее творческие искания, необходимые для того, чтобы новые образы, рожденные в практике социалистического строительства, облечь и в новую форму. На выставке можно встретить молодых Кончаловских, Юонов, Машковых, Яковлевых, Бродских. Кое - кто еще не вышел из - под влияния раннего импрессионизма или даже передвижников семидесятых годов прошлого столетия. Несомненно, молодежь должна изучать у старшего поколения наших мастеров - реалистов систему организации элементов художественного произведения. Однако слепого копирования не нужно. Еще в большей мере следует использовать богатства классической художественной культуры, памятуя ленинские указания о критическом усвоении культурного наследия прошлого.
Все же надо признать, что на выставке можно встретить и таких живописцев, которые серьезно и упорно работают над стилем, образом, формой, сюжетом. На пути к большому портретному мастерству - Лукомский, которому, несомненно, необходимо еще много работать. Он умеет строить образ, живой и цельный. Лукомский - наблюдатель, вдумчивый и точный, умеющий быстро схватывать черты социального портрета. У художника Фридриха такого же рода уменье дает внушительную композицию, групповой жанровый портрет (картина «Колхозники в Большом театре»).
Вглядитесь внимательно в эту жанровую сценку (которую мы с одинаковым правом назвали групповым портретом) - и вы заметите, что каждое лицо - это ярко выраженная индивидуальность, со своим окладом характера, своими переживаниями. Эта та естественность и выразительность, которые должны быть свойственны кисти реалиста.
Уменье изобразить действительность живо, правдиво и просто, без излишнего пафоса, экзальтации, театральных эффектов, примерно так жизненно, как пишет Одинцов («Рапорт комсомола»), -
большое достоинство художника. Пусть даже эта жизненность найдет свое выражение и в некоторой условности, как например у Дорохова («Выходной день»), где жизнерадостные модели определенно «позируют». Но в них столько радости, солнца, красок, что они останавливают внимание зрителя.
Совершенно иные краски, метод, приемы у тех мастеров, которые посвящают свое творчество изображению моментов, потрясающих по своему трагизму. Картины А. Лобанова и Малькова перекликаются между собой своей сдержанной тональностью. Они передают материал с документальной точностью. Здесь чувствуется спокойная рука художника, но взволнованно бьющееся сердце. Мальков может услышать упрек в натуралистичности, в чрезмерном выписывании деталей.
О Лобанове можно говорить как о чутком реалисте, подчиняющем мелочи общему. Но по существу их вещи одинаково звучат, дают одинаковый сильный политический акцент - и в этом их сила и значение.
Выставке молодых художников, организованной ЦК ВЛКСМ, художественные организации должны уделить особенное внимание. В истории нашего изобразительного искусства и живописного мастерства она оставит заметный след.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.