Пусть выдержкой прославится оно.
Кто тянет руки к несозревшим
сливам? Кто пьет недобродившее вино?
Ты будь как тот охотник
беспокойный, Что пропадает сутками в лесу,
Чтобы добыть не зайца в чаще
хвойной, А черно-серебристую лису.
Мои друзья, будущие писатели!
Пусть не удивляет и не обижает вас такое обращение: теперь, пройдя долгий жизненный и творческий путь, я имею право так сказать. Ибо тот еще не шахтер по сути – а не по названию! – кто впервые спустился под землю, в штрек, и, взяв в руки отбойный молоток, отколол кусок угля; и юноша, пришедший в цех, твердо решивший стать сталеваром, еще долгое время будет учеником, будет познавать секреты мастерства...
И вы, мои молодые друзья, пока лишь примериваетесь к писательскому делу, все у вас еще впереди: и мастерство, и глубины знаний, и творческая вершина – ваша главная книга Огорчения, неудачи, непреодоления, нераскрытые темы тоже будут. И этого не надо страшиться. Уверен, что каждый из вас уже знает, ощущает творческой интуицией свою основную тему, разработке которой отдаст всю жизнь. И здесь, мне думается, нет многограннее, сложнее и благодарнее темы, чем тема труда, потому что труд – фундамент бытия, жизни, кузнец характера человеческого.
Возьмем, например, молодого рабочего – заводского парня вашего возраста, современника вашего. Воплощен ли его образ в нашей литературе? Да, скажете вы, конечно. И будете правы. Но вместе с тем образ этот многомерен и поистине неисчерпаем. Долг входящих в литературу – увидеть в нем новые черты, смело поднять новые проблемы, а в решении старых не плестись в хвосте «объезженных» художнических приемов. Отлично, когда старшее поколение художников с высот своего опыта рассказывает о молодом, ярком герое рабочих будней, однако необходимо, чтобы его товарищ – такой же молодой человек, писатель – рассказал о нем. И в небольшой новелле или в короткой повести, и в романе, обширном, глубоком, не терпящем торопливого письма, торопливого чтения. Эпопея строительства БАМа, строительства эпохального, настоятельно требует создания романа-эпопеи. И писать его уже надобно вам. Не увлекаться частностями, «второстепенностями», не засорить свое творчество мелкотемьем, а искать и найти (подчеркиваю, ибо иного и быть не должно) тему великую, тему многотрудную – это насущная, первоочередная творческая задача нашей литературной смены. О труде и нужно писать многотрудно. Иначе не гимн мы споем ему, а так – нечто легкожанровое.
В каждом пожелании молодым писателям, не ошибусь, всегда слышится такой лейтмотив: учитесь у жизни, но и активно созидайте ее, ведь писатель «гражданином быть обязан». Необъятна панорама тем, ждущих молодого, задорного пера, как необъятен и размах замечательных дел советских людей. Не Коснешься всех, да и нельзя обойтись прикосновением – только прикипеть всей душой, всем сердцем.
Обращаясь к вам, дорогие дебютанты литературы, хочу напомнить об одной важной миссии писателя – миссии воспитателя. В первую очередь юных. Вы наша смена, и, смею быть уверенным, нас, старшее литературное поколение, нельзя обвинить в скупости на поддержку, совет, йа товарищеские чувства. А те, кому сейчас от самого мала 5 – 6 лет до самого «велика» 14 – 15 лет, – это ведь ваша смена, и если уж государственно мыслить – завтра нашей Родины. Но, к сожалению, радоваться вниманию пишущей молодежи к детской и юношеской литературе не очень-то приходится: мало, мало работающих на этой благородной ниве – иной раз, знаю, на зональных совещаниях по пальцам пересчитать можно, семинар трудно образовать. Так что «необъятная панорама тем», как я выразился вначале, вовсе не дежурные слова, а в некотором смысле призыв. Призыв найти не только свою точку творческого приложения, но и чтобы она была общественно значима.
Посмотрите, какое поистине громадное общественное значение придают партия и правительство воспитанию юных граждан страны, каким вниманием окружена детская и юношеская литература, плодотворно работающая в этом направлении. Книги для ребят выпускаются миллионными тиражами, в журналах, газетах, на радио и телевидении произведениям для детей всегда «зеленая улица». Ибо произведения эти, лучшие из них, – мудрые воспитатели. Леонид Ильич Брежнев, поздравляя издательство «Детская литература» с юбилеем, написал об этом: «Лучшие произведения для детей, выпускаемые в нашей стране миллионными тиражами, воспитывают у ребят любовь к Советской Родине, к своему народу. Они помогают формированию высоких коммунистических идеалов, расширяют кругозор, приобщают юных читателей к труду, пробуждают у них интерес к знаниям и к искусству...»
Раскрыть юной, хрупкой душе всю прекрасную многосложность жизни, привить ей высокие нравственные идеалы нашего социалистического общества – почетную эту задачу детские и юношеские писатели страны решают творчески, решают на «отлично». И, думаю, нет, уверен, VII Всесоюзное совещание молодых писателей, по счастливому совпадению проходящее в Международный год ребенка, откроет нам новые имена. Думаю также, что на страницах их первых книг мы не встретим скучной дидактики, бесплодного морализирования и заигрывания с читателем. Дети ведь сразу раскусят это. Потому что есть «Тимур и его команда», есть «Дорогие мои мальчишки», «Республика ШКИД» и удивительная страна Швамбрания.
А удивительный край – Тюмень – ждет своего сказочника-мечтателя, чтобы стать страной ребячьей мечты. О скольких же таких «странах» предстоит написать вам, мои младшие товарищи, – поглядите только на карту Родины!
Мне особенно приятно обратиться к молодым писателям потому, что свыше 80 молодых авторов пришли в большую литературу через двери дорогого мне журнала «Юность». Опубликованы сотни рукописей. Но вот когда сейчас я раздумываю насчет своей редакторской работы, над тем, чем мы можем за последние годы особенно гордиться, что
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.