Слово которое сломано

С Третьяков| опубликовано в номере №255, март 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сейчас этот дом - развалины. Возможно, что снаряд хеймвера довершил убогость девушкиной комнаты.

Я читал в Вене о колхозном строительстве, о писателе в колхозе и показывал стенные газеты северокавказских станиц и МТСовские плакаты.

Зал вмещал четыреста, пришло восемьсот. Не вместившихся разогнали конные полицейские. Не знаю, трунили ли они с пришедшими и похлопывали ли «гемютлих» по плечу?

Столь наэлектризованной атмосферы я не видал ни на одном из моих заграничных докладов, а прочел я их одиннадцать.

При каждой цифре, отмечавшей колхозные успехи, зал взрывался аплодисментами, и аплодисменты перешли в приветственный рев, когда по экрану двинулись тракторы кинофильма «Гигант». Комсомольцы, гордые, как бы ютовые к атаке, теснились к кафедре. Всякий раз, когда я называл примечательный колхозный эпизод, они вскидывали на аудиторию полупрезрительный взгляд, как бы упрекая ее:

- А ну? Разве мы вам не то же говорили?! Когда экраном пошли комбайны, кто - то крикнул:

- Спасите Австрию и весь земной шар!

А потом настала шоркающая подошвами тишина. Меня шепотом попросили остановиться на минутку. Я оторвался от лежавших на пюпитре записок и посмотрел в зал: по среднему проходу выносили кого - то, упавшего в обморок.

Жары в зале не было. Накал - да.

Второй раз я читал утром для чисто рабочей аудитории. В зале было много девушек в лыжных брюках и парней с варежками за поясом. Рабочие спортсмены жертвовали редчайшим в вене днем обильного лыжного снега докладу о Советском союзе.

Я рассказывал, как мешали кулаки - овцеводы колхозу завести свое овцеводство. Но как в конце концов колхозники с помощью советской власти прижали этих кулаков и отправили их куда следует.

- Зер рихтиг! (Правильно!) - кричали из зала, и в крик этот были густо замешаны женские голоса.

Когда я вышел с лекции с одним из неотлучных герр оберпрезидентов в котелке, из - за автомобиля кинулся ко мне человек, страшный, будто питался он на помойных ямах, ночевал под мостами. Был он небрит, красноглаз. Он умоляюще сложил свои огромные багровые, обмороженные руки и стал просить торопливо, как бы боясь, что его сейчас оттащат:

- Товарищ! Повторите ваш доклад для безработных! Пожалуйста, прочтите для безработных!

Мое положение было затруднительно. Я был не хозяин в своей лекционной программе здесь, в чужой стране. Я кивнул на своего соседа в котелке.

- Пусть он организует, я буду читать.

Тогда он отскочил, злобно оскалился, как будто впервые увидал моего спутника и замахал в его сторону кулаком, далеко высунувшимся из короткого, выкрошившегося нитками рукава куртки.

- Эти устроят! Держи карман! Они нарочно в своей социал - демократической газете не доли об - явления о сегодняшнем вашем докладе!

Безработный появился у автомобильного окошка. Приложив к нему ладони, он вглядывался в темноту и видимо, разглядев меня, закричал:

- Товарищ! Напиши им письмо об этом свинстве, да только смачное...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены