Об «Уральских сказках»
Публикуем вступление Демьяна Бедного к его стихотворному переложению «Уральских сказов» П. Бажова.
Среди неопубликованного литературного наследства Демьяна Бедного имеется работа, выполненная им в 1939 году под впечатлением прочитанных «Уральских сказов» П. Бажова. Поэт переложил в стихи двенадцать сказов и две легенды, вошедшие в замечательную книгу «Малахитовая шкатулка».
«Слыхал он эти сказы и легенды, - рассказывает Д. Бедный о Бажове, - в своей ранней молодости на Полевском заводе, где он в 1890 - 1900 годах жил. Сказывал их ему и другим, ныне здравствующим его сверстникам, на которых он ссылается, старый рабочий Василий Алексеевич Хмелинин, сказитель, поистине, исключительный. Артист своего дела!»
Демьян Бедный приводит в дальнейшем интересную справку из книги «Россия», вышедшей в 1914 году под редакцией В. П. Семёнова-Тян-Шанского.
Вот что там говорится о Полевском заводе:
«На восточной стороне завода возвышается гора, известная под названием Думной... В старину на ней был медный рудник. Относительно названия горы существует предание, что Думная гора названа так «по причине бывшего на оной сходбище для соглашения между собой взбунтовавшихся во время заложения сего завода работников».
... В семи верстах от завода, в верховьях речка Полевой, находится гора Азов. В горе прежде были пещеры искусственного происхождения... Говорят, в старину в этих пещерах жили разбойники. Среди местных жителей про азовские пещеры ходит масса рассказов самого легендарного характера. В особенности популярна легенда «о девке Азовке, стерегущей в горах клады».
Именно эти легенды «о взбунтовавшихся работниках» и о «девке Азовке» оказались в сказах В. Хмелинина - дедушки Слышко, который сказывал их ребятишкам во время ночного караула на Думной горе у Полевского завода.
П. Бажову посчастливилось долго пожить на этом заводе - в месте, насыщенном сказами и легендами.
«Это подлинный «горный мастер» фольклорного цеха! - восклицает Демьян Бедный. - Словесная его одарённость и звание областной речи таковы, что я напрягал все усилия, только бы не уронить ни одного из тех словесных изумрудов, которые так щедро рассыпаны в его записях.
А. М. Горький, - продолжает Демьян Бедный, - как-то сказал: «Индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в корне коего
не лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа, который не существовал бы ранее в народных сказках и легендах».
Уральские сказы и легенды как нельзя лучше подтверждают эти слова. Индивидуальный гений не мог создать таких сказов. Они создавались поколениями уральских горнорабочих при тягчайших условиях, когда сказывать эти сказы приходилось тайно. Рабочих за них пороли и ссылали на каторгу. Эти сказы давало выход ещё не вполне осознанной в то время классовой ненависти, вносили в беспросветную жизнь, полную нечеловеческих мучений, ещё неясные надежды на возможное избавление, веру в счастливое будущее».
Демьян Бедный подчёркивает в своей статье о Бажове, что основная черта «Уральских сказов» - это их революционная напряжённость и несокрушимый оптимизм.
«Богатство содержания сказов, многообразие и красота образов - поразительны, - пишет Демьян Бедный. - Сколько тут великолепной добычи для мастеров резца и кисти, для драмы, оперы и балета, а про кино и говорить не осталось!
Кем-то из критиков была подмечена цикличность сказов. Я думаю, что мы имеем право сказать больше: в сказах налицо все элементы, дающие нам основание признать их в целом эпопеей. Да, это героическая рабочая эпопея! Такое они производят впечатление единством своей тематики».
Демьян Бедный не скрывает, что к своей оригинальной работе над сказами он приступил не только с восторгом, но и с робостью.
Над своим переложением в стихотворной форме сказов Бажова поэт работал, по его словам, «с напряжением, порой изнурительным, и черпал недостающие силы в самом материале, в этих чудесных героических сказах о страданиях и борьбе доблестных предков нынешнего счастливого поколения уральцев».
Демьян Бедный не ошибся в своём предсказании: действительно, чудесные «Уральские сказы» послужили вдохновенным материалом для драмы, оперы и кино.
Это утверждение не ново для читателя. Но впервые через пять лет после смерти выдающегося поэта читатель узнаёт, что поэтические образы «Уральских сказов» Демьян Бедный использовал для ряда поэм, но отметил при этом, что быть на уровне сказов П. Бажова - «дело трудное».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.