Недавно ЦК КПСС рассмотрел вопрос о ходе выполнения Министерством химической промышленности СССР пятилетнего плана производства минеральных удобрений. В принятом постановлении одобрена работа комсомола по шефству над предприятиями химической промышленности. Соревнование химиков сейчас проходит под девизом «В каждую рабочую смену, в каждый рабочий час производить продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами». В этом соревновании активное участие принимают комсомольцы и молодежь. Но развитие темпов химической индустрии также во многом зависит от того, насколько быстро будут введены в эксплуатацию и освоены новые производственные мощности. ЦК ВЛКСМ принял специальное постановление об общественном призыве молодежи на важнейшие новостройки и в первую очередь на пусковые объекты. Среди них находится и строительство третьей очереди Невинномысского химкомбината.
Сегодня мы рассказываем о жизни и делах комитета комсомола этого комбината, о людях, которые принимали участие в строительстве предприятия, а потом стали работать в его цехах.
По характеру Люда Каширская — человек восторженный. Не то чтобы все вокруг видится ей в розовом свете или всех людей она считает ангелами. Вовсе нет. Недостатки она подмечает не хуже других. Только вот когда заметит в человеке какую-то «искру», необычное положительное качество, тут уж она эмоций своих не сдерживает.
Я спросил ее, что считает она своей главной задачей как член комитета комсомола. Люда подумала и сказала:
— По-моему, самое главное — помогать людям раскрывать свои таланты. Знаете, сколько у нас талантливых людей!
И она начала перечислять:
— Когда Таня Нехаева читает поэму «На безымянной высоте», просто мороз по коже. Все женщины плачут. Да что женщины, фронтовики и те слез не скрывают. Или вот Володя Ивахненко «Казнь Степана Разина» замечательно исполняет.
— А Бондаренко? — спросил я, потому что о его выступлениях уже был наслышан.
— Слава? Этот почтя профессионал. Просто слов нет. Когда-то он занимался в театре миниатюр при нашем Дворце культуры. Потом создал ансамбль «Коробейники». Даже в Москве выступал и за границей.
В комитете комсомола Невинномысского химического комбината Люда Каширская отвечает за культмассовый сектор. Но думаю, поручи ей другой «участок», она и там сумела бы разглядеть людей необычных. Как-то мы разговорились с нею о ее детстве, деревне, где она родилась. Самое яркое воспоминание той поры об агрономе Коле Исаеве, который приехал в Туголуково сразу после института. Пришел он как-то в школу и сказал ученикам, что нужно превратить деревню в цветущий сад. Люда училась тогда в первом классе, но хорошо помнит, как со старшей сестрой Таисией посадила около своей избы шестнадцать яблонь, как сажали сады мальчишки и девчонки всей деревни. Теперь, когда она приезжает в родные места, их и узнать трудно: около каждого дома сад, цветы. Не то что раньше — голо и пусто. И в колхозе есть молодой фруктовый сад. Доход приносит. И все это организовал один человек — Коля Исаев.
Я не случайно вспомнил об этом факте, хотя на первый взгляд он не имеет прямого отношения к теме сегодняшнего рассказа. Ведь мы будем говорить о комитете комсомола химкомбината, и тамбовская деревенька вроде бы тут и ни при чем. И тем не менее связь есть...
Девяностотысячный город Невинномысск стоит на двух китах: химическом комбинате и строительно-монтажном тресте «Ставропольхимстрой». Строительство первых промышленных объектов комбината начато в конце 1958 года, а сейчас продукцию невинномысских химиков знают не только во всей стране, но и за рубежом. Она экспортируется в ФРГ, Италию, Голландию, Судан, Индию, Финляндию и многие другие страны. И тем не менее строительство еще не окончено. Ударная комсомольская продолжается. И хотя гигантский химкомбинат размахнулся на сотни гектаров, он все растет и растет.
Растет и его комсомолия. Уже тысяча восемьсот молодых химиков в ее рядах. Недавно комитет ВЛКСМ комбината получил права райкома. Семнадцать членов комитета — это в основном не уроженцы Невинномысска. Они приехали из других городов и деревень страны. Иные успели пожить и поработать в других краях, что всегда характерно для большинства трудового поселения любого небольшого города, где вдруг сооружается и начинает действовать крупный промышленный комплекс. Растет промышленность — растет город, а доля коренного населения, старожилов, становится все меньше.
Так что «географический аспект» в биографии комитетчиков — это сфокусированная в семнадцати их биографиях биография самого города.
Но дело, конечно, не во внешнем сходстве. Приехав в Невинномысск из других дальних и близких краев, будущие члены комитета привезли с собой знание проблем и умение, с которыми решаются эти проблемы в других краях. Это вовсе не значит, что каждое свое новое решение они будут принимать по известному им и ранее опробированному кем-то образцу. Сумма опытов каждого подскажет им скорее всего иное, более правильное в условиях химкомбината решение, которое и будет основываться на их коллективном опыте. Возможно, что отразится в том решении и крупица энтузиазма агронома Коли Исаева, который давным-давно доказал туголуковской детворе, что, если за дело браться сообща да не жалеть при этом силы, можно горы своротить.
Почти вся мужская часть комитета комсомола служила в армии. Что армия — суровая школа, говорить лишне. Прошедший ее знает цену минуте, дисциплине, товарищеской спайке. Армия делает юнца взрослым. Ее уроки проносят через всю жизнь. И хотя в разговоре о годах службы и Олег Тарала, и Валерий Конон, и Саша Назаров, и Володя Трубников вспоминают больше всякие комические ситуации, за шутливым тоном чувствуешь, что армейские годы стали для каждого поверкой собственного «я», своего рода границей, за которой осталась юность.
В каждый комсомольский комитет стараются избрать лучших. Только тот, кто сам умеет работать, может со спокойной совестью призывать к самоотверженному труду других. Призывать к участию в любом общественном «мероприятии» лучше всего личным активным участием. Это истина. Но о ней иной раз забывают. Вести за собой можно, только находясь впереди.
Я попытался написать своеобразную анкету комитета комсомола, обобщив в ней анкетные данные всех его членов, и сравнил ее с подобными же данными всей комсомолии химкомбината. Среди комсомольцев комбината 63 имеют высшее образование, 49 — незаконченное высшее, 1537 человек — среднее и среднее специальное. И только 147 человек из 1 790 — незаконченное среднее. Образовательный уровень высок. Но одна из главных забот комитета — учеба комсомольцев. Нынешнее химическое производство предъявляет все новые требования к занятым в этой отрасли кадрам. Автоматизация при регулировании химических процессов повышает не только производительность труда, но и требования, предъявляемые к уровню знаний людей, которые стоят у пультов управления этими химическими процессами. Привычный аппаратчик все больше и больше вытесняется киповцем — специалистом по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Но и аппаратчик (профессия эта по-прежнему основная на комбинате) не может отставать в образовательном уровне, должен учиться.
Комитет комсомола в этом пункте «анкеты» ушел вперед, по сравнению со «средней цифрой». Пятеро из семнадцати имеют высшее образование. Остальные — среднее или среднее специальное. Несколько комитетчиков учатся в вузах заочно.
Как и в каждом райкоме, в комитете химкомбината есть освобожденные работники. Но большая часть занята непосредственно в производстве. Я говорил с начальниками тех цехов, где они работают. Вот некоторые отзывы:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.