Еще издалека над гранитным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки видна поднятая высоко в синее небо скульптура - мужчина и женщина, поднявшие над головой сноп. Вся поверхность этой скульптурной группы выложена мозаичными кусочками золотой смальты. Издалека создается впечатление, будто фигуры выкованы из чистого золота.
Посетитель выставки, впервые увидев причудливые очертания павильонов, сверкающие на солнце шпили и стеклянные купола, невольно испытает чувство, знакомое с детства, - он словно вступает в таинственный и чудесный мир сказки.
Тот, кто был на прошлой, довоенной выставке, вряд ли узнает эти места: так сказочно преобразился их облик!
Без преувеличения можно сказать, что здесь легко заблудиться. Обширная территория выставки раскинулась на 207 гектарах - от Останкинского парка до Ботанического сала Академии наук и киностудии имени Максиме Горького. Чтобы обойти это обширное пространство, нужно потратить немало времени. Для облегчения передвижения посетителей по территории выставки курсирует по кольцевому маршруту троллейбус. Протяженность кольца - свыше 5 километров.
Однако, несмотря на колоссальный размах выставки и обилие павильонов, во всем чувствуются гармония, четкость, ясность планировки. Здесь много зелени, цветов, водоемов и фонтанов.
Радует глаз богатое архитектурно-художественное оформление павильонов и ансамбля выставки в целом. Под руководством главного архитектора выставки А. Жукова и главного художника Я. Ромаса здесь трудились сотни художников и мастеров народного творчества. Они мобилизовали все свои силы, фантазию, чтобы превратить выставку в настоящий праздник, в необычайное, торжественное зрелище.
Широкая аллея ведет от входа к Главному павильону. Это величественное 97-метровое здание, построенное ло проекту архитектора Г. Щуко, увенчано остроконечным золотым шпилем. В его архитектуре с характерными ступенчатыми ярусами, легкими колоннами и стремительным взлетом ввысь чувствуется родство с высотными зданиями Москвы и одновременно с лучшими творениями русского классического зодчества.
в Главном павильоне в яркой художественной форме рассказывается об основных завоеваниях социализма в нашей стране. Особое внимание привлекают две исторические композиции, посвященные событиям великой Октябрьской революции. Эти композиции созданы художником П. Соколовым-Скаля. В центральном круглом зале, увенчанном светлым куполом, живописные панно, рассказывающие о правах граждан Советского Союза, закрепленных Конституцией СССР. Панно выполнены бригадой художников под руководством народного художника СССР А. Герасимова, в этом же зале обращают на себя внимание два панно работы украинских художников С. Отрощенко и С. Кириченко. Завершает экспозицию Главного павильона огромный горельеф скульптора Е. Вучетича «Знаменосцу мира - советскому народу - слава!».
Интерьеры Главного павильона, его художественное убранство, его скульптуры и живописные панно отличаются грандиозностью и монументальностью, выражают величие и мощь социалистической державы.
За Главным павильоном открывается обширная площадь, со всех сторон окруженная разнообразными по архитектуре павильонами союзных и автономных республик, краев и областей.
Над входом в павильон РСФСР - огромная живописная фреска размером в 82 квадратных метра. Сквозь широкие стеклянные двери видно живописное панно, посвященное хлебосольному гостеприимству русского народа.
Среди других выделяется павильон Украины с огромным красочным витражом в портале. Витраж посвящен историческому событию - воссоединению Украины с Россией. Он выполнен молодыми украинскими художниками Г. Боней, В. Давыдовым и. С. Кириченко.
Войдя в павильон Украинской республики, посетитель сразу же попадает в зал, в котором словно исчезают стены и потолок: кажется, будто вокруг раскинулись бескрайние, теряющиеся у горизонта степи Украины, по которым движемся праздничное шествие представителей братских народов Советского Союза. Эта огромная роспись, выполненная украинскими художниками, занимает площадь свыше 600 квадратных метров.
Много своеобразных форм наглядной экспозиции применили главный архитектор и главный художник Украинского павильона А. Таций и М. Ладур.
На фасаде павильона Поволжья мы видим оригинально выполненную модель водосбросной плотины. Каскады воды шумно низвергаются вниз, горят огни в турбинном зале гидроэлектростанции.
Павильон Карело-Финской ССР отличается от других тем, что фасад его почти целиком выполнен из местных пород дерева. Массивный фронтон здания украшен рваным деревянным рельефом. В самом павильоне помещена фигура легендарного рунопевца, вырезанная из дерева скульптором С. Коненковым.
В павильонах Литвы, Латвии и Эстонии очень хороши красочные витражи, отличающиеся характерными для каждой республики сюжетами и национальным орнаментом.
В центре обширной, вытянувшейся в длину площади, среди зелени и цветов, расположены два грандиозных фонтана (автор - архитектор К. Топуридзе). Один из фонтанов - тот, что поближе к р Главному павильону, - украшен шестнадцатью женскими фигурами в национальных костюмах, олицетворяющими собой нерушимую дружбу народов Советского Союза. Позолоченные фигуры ослепительно сверкают. В центре их огромный, также позолоченный сноп. Высоко вздымающиеся струи фонтана образуют причудливые переплетения и узоры. По вечерам они горят всеми цветами радуг».
Другой фонтан - «Каменный цветок» - словно переносит нас в мир сказов Бажова. Огромная чаша цветка переливается на солнце, точно сделанная из самоцветных камней.
Перспектива павильонов, выстроившихся вдоль главной оси выставки, завершается монументальным фасадом большого павильона Механизации и электрификации сельского хозяйства. Над всей территорией выставки господствует его похожий на планетарий стеклянный купол. Здесь показана вся наша новейшая сельскохозяйственная техника.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.