Синий – традиционный цвет Союза свободной немецкой молодежи. Цвет надежды и уверенности в будущем. Цвет чистого мирного неба, под которым родилось послевоенное поколение Германской Демократической Республики. То поколение, которое носит сейчас синие рубашки членов ССНМ. 2 миллиона 300 тысяч парней и девушек объединяет Союз молодежи – школьников ч студентов, учащихся профучилищ, молодых рабочих и крестьян, представителей технической и творческой интеллигенции... Повсюду в республике реют синие флаги, на которых эмблема Союза молодежи – восходящее золотое солнце.
Как же живет молодежь ГДР, как она работает, учится, как мыслит? Ответить – хотя бы в какой-то степени – на эти вопросы своей документальной повестью и попытались ее авторы: журналисты из газеты «Юнге вельт», сотрудник Советского посольства в Берлине, собственный корреспондент «Комсомольской правды» в ГДР и специальные корреспонденты «Смены».
Эту повесть о первом поколении немцев, родившемся в социалистическом государстве, можно было бы начать в студенческой аудитории и в светлом цехе промышленного комбината, на полях сельскохозяйственного кооператива, в конструкторском бюро или даже в веселом молодежном клубе. Каждое из этих начал было бы символичным.
Но память сердца не может обойти то, что всегда будет мучить человечество страшными воспоминаниями...
«НА ЭТОМ МЕСТЕ, НА ОБАГРЕННОЙ КРОВЬЮ ЗЕМЛЕ, В СЕРДЦЕ ГЕРМАНИИ, МЫ ВОЗДВИГЛИ ВЕЧНЫЙ ПАМЯТНИК ВСЕМ ТЕМ, КТО ОТДАЛ САМОЕ ЦЕННОЕ И ДОРОГОЕ, ЧТО ОН ИМЕЛ, – СВОЮ ЖИЗНЬ».
Отто ГРОТЕВОЛЬ.
...В Бухенвальде всегда дует ветер.
Когда-то этот ветер, бодрящий воздух диких буковых лесов на вершине горы Эттерсберг манили сюда великого Гете. Здесь он любил гулять, любоваться открывающимся на десятки километров вокруг живописным видом милой сердцу Тюрингии. Золотистые поля, зеленые дубравы, красные черепичные крыши, островерхие купола церквей – все врачевало душу от мелких житейских невзгод, наполняло ее верой в вечное, доброе. Каждый порыв ветра будто сдувал шелуху мелких затершихся слов, оставляя только самые яркие, самые главные. Здесь, по преданию, родились строки его стихов: «Будь благороден, человек, будь готов к помощи и к добру»...
Но полтора века спустя сюда поднялись те, кто решил растоптать духовное завещание великого немца, опутать колючей проволокой и вытравить дымом труб крематория все человечное, что было до них создано в Германии, во всем мире. Не светлые чувства, а холодный расчет убийц рождали у них порывы ветра на горе Эттерсберг. И этот ветер, и постоянная шестиградусная разница температуры на вершине горы и в окрестностях, и идиллический пейзаж – все было скрупулезно и цинично учтено проектировщиками фабрики смерти, этого «ада с видом на рай», концентрационного лагеря Бухен-вапьд, созданного здесь нацистами в июле 1937 года, за два года до начала развязанной ими второй мировой войны.
Первыми узниками лагеря стали немецкие антифашисты. А потом в такт кованым сапогам солдат вермахта, оккупировавших Европу, застучали по рельсам составы с пленными. Молодые, старики, дети... Рабочие, ученые, писатели, священники всех вероисповеданий, деятели искусств из 32 стран... 238980 человек. Наверное, многие из них мечтали добывать в Веймаре, городе, где творили великие гуманисты Гете и Шиллер, Бах и Лист, городе, который считается родиной немецкой классики... Их привозили сюда в товарных вагонах, чтобы затем, как скот, по десятикилометровой дороге, названной кровавой, перегнать в Бухенвальд. 56545 человек проделали этот путь только в одну сторону, разделив участь 11 миллионов узников, замученных в фашистских концлагерях, которыми гитлеровцы нашпиговали всю Европу.
...Национальный памятник Бухенвальд, созданный правительством ГДР на месте бывшего концлагеря, посещают тысячи людей. К каждому из них обращен этот призыв: «Люди, приходящие со стороны Веймара и побывавшие на горе Эттерсберг, никогда не забывайте, что произошло здесь».
...На горе Эттерсберг мы встретились с группой молодежи, работающей на часовом заводе в Веймаре. В музей Бухенвальда парни и девушки в синих рубашках приехали на заключительное занятие учебного года в системе политпросвещения ССНМ. Почему это занятие проводится именно здесь?
Рассказывает заместитель секретаря комитета ССНМ завода Хорст Дитц:
– Наша заводская организация Союза молодежи, объединяющая 300 человек, носит имя Эрнста Тельмана. Это вообще одна из традиций союза – присваивать имена выдающихся коммунистов, борцов за правое дело лучшим производственным коллективам. У нас на заводе есть молодежные бригады имени Карла Маркса, Карла Либкнехта, Эрнста Тельмана, Виктора Хары. Когда мы решили бороться за то, чтобы имя легендарного Тельмана было присвоено всей первичной организации в целом, и обратились с этой просьбой в райком ССНМ, нам прежде всего поручили серьезно заняться исследованием жизни Тельмана. Специальное задание получила каждая группа. Мы изучили всю литературу о вожде немецких коммунистов, встречались с дочерью Тельмана и записали ее рассказ об отце. Одним из важнейших моментов в нашем исследовании была работа в Бухенвальдском архиве.
Нацисты почти двенадцать лет держали председателя Коммунистической партии Германии в самом строгом одиночном заключении, бросив его в тюрьму
без судебного приговора. А 18 августа 1944 года эсэсовцы убили его в крематории Бухенвальда. Когда узники концлагеря, антифашисты, узнали об этом, они провели в подвале дезинфекционного барака нелегальный траурный митинг, на котором поклялись продолжать дело Эрнста Тельмана. Эсэсовцы пронюхали об этом митинге и арестовали некоторых его участников. Но, стойко выдержав пытки, они проявили верность клятве и не выдали своих товарищей, тем самым спасли от разгрома подпольную организацию борцов Сопротивления в Бухенвальде.
– Девять месяцев, – продолжает Хорст Дитц, – изучали мы архивные документы Бухенвальда, по крупицам выискивая сведения о Тельмане, других политических заключенных, членах Интернационального комитета лагеря. И полученный нами материал, ярко и страстно повествующий о сохранении революционных традиций в самых страшных условиях бесчеловечного режима нацистов, мы стараемся довести до каждого члена ССНМ. Вот и сегодня я провожу занятие на эту тему с группой ССНМ отдела фотоэкспонометров нашего завода.
Мы знаем, что на Западе сейчас делают все, чтобы молодежь не знала правды о последней войне, о зверствах и преступлениях фашистов. Как-то я прочитал об одном мюнхенском рабочем парне, который не смог ответить на вопрос журналиста, что находилось во времена «третьего рейха» в Дахау. А ведь концлагерь Дахау всего в нескольких километрах от Мюнхена.
Посеять «траву забвения» буржуазная пропаганда пытается и в умах нашей молодежи. Три программы телевидения, двадцать радиопрограмм ФРГ вещают в надежде, что молодежь ГДР прислушается к их голосам. Прибавьте к этому миллионы туристов и транзитных пассажиров из Западного Берлина и ФРГ, многие из которых в качестве «дорожного багажа» везут с собой буржуазную идеологию. В этих условиях ССНМ особое внимание уделяет марксистско-ленинскому воспитанию молодежи. На политзанятиях, регулярно проводящихся в каждой первичной организации, изучаются, в зависимости от возраста членов союза, биографии Маркса и Энгельса, история ГДР и ее революционные традиции, программа СЕПГ, политэкономия. Более 80 тысяч кружков политпросвещения работают в первичных организациях ССНМ. После окончания учебного года успешно сдавшие зачет получают золотой, серебряный или бронзовый значок «За хорошие знания» с изображением Маркса, Энгельса, Ленина. На нашем заводе такие значки получили все члены ССНМ, причем 20 человек – золотые, 200 – серебряные. Мы вручаем эти значки в Бухенвальде, на месте, где нацисты зверски убили Эрнста Тельмана. Тем самым мы даем клятву всегда и во всем следовать его заветам.
...Над воротами Бухенвальда стрелки часов навсегда замерли в одном положении. 15 часов 15 минут – время, которое показывали они 11 апреля 1945 года, когда в условиях победоносного наступления Советской Армии Интернациональный комитет лагеря, организовавший вооруженное восстание узников, взял лагерь под свой контроль.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.