По этим часам сверяют свою жизнь Хорст Дитц и его товарищи, выпускающие на Веймарском заводе современные хронометры, отсчитывающие новое время новой Германии.
Пожалуй, самое главное, что объединяет всех четырнадцатилетних, – стремление торопить время. Быстрее стать взрослыми. Этого дня всегда с нетерпением ждут немецкие школьники. Мы не оговорились – именно «дня». В ГДР существует обычай: учащиеся восьмых классов на торжественном вечере в их честь дают обет верности обществу. Называется это «югендвайе» – Праздник посвящения в юность. А «югендштунден» – молодежные уроки – это занятия, предшествующие югендвайе, на которых подростков знакомят с основами «взрослой жизни».
Конечно, у восьмиклассников, «самых молодых взрослых», и после югендвайе остается еще много детского, но главное – стремление стать достойными членами социалистического общества – решающим образом определяет их поступки и рассуждения. Это видно и из дневника Гритт Ландграф, ученицы 8-го «Б» класса 30-й берлинской школы, отрывки из которого мы с разрешения Гритт предлагаем читателям.
«НЕ ТЕРПЛЮ НЕЧЕСТНОСТИ, В ЧЕМ БЫ ОНА НИ ВЫРАЖАЛАСЬ И КАКОВЫ БЫ НИ БЫЛИ ЕЕ МОТИВЫ. ОНА ОТВРАТИТЕЛЬНА И В ЛИЧНЫХ ДЕЛАХ, И НА РАБОТЕ, И В ШКОЛЕ».
Гритт ЛАНДГРАФ.
8-й класс. В этом году очень много важных дел. Наш класс принимают в ССНМ, решится вопрос о моем дальнейшем образовании. (В ГДР в 10-летнюю школу принимаются те, кто успешно окончил восьмилетку. Тем, кто хочет учиться в вузе, необходимо закончить 12 классов. – Здесь и далее примечание авторов.) Наконец, в этом году – югендвайе. Это еще, правда, не скоро, но мы уже часто говорим о праздновании 8 апреля. Мы, девочки, мечтаем о длинных платьях и юбках. Ребята хотят быть в костюмах. Отмечать торжество будем вместе с родителями и другими членами семьи. Родительский актив хлопочет насчет помещения.
В октябре тем, кто хочет учиться в старших классах, надо подать заявления. Я бы очень хотела потом серьезно заняться графикой или живописью. И фрау Бишофф, которая ведет кружок рисования в Доме пионеров, тоже это советует. Я много рисую, пробую писать портреты. Трудно. Мне легче дается, например, восход солнца. Для такой картины я уже умею удачно подобрать краски... Только бы меня приняли в девятый класс! Но средний балл у меня пока 1,5 (в ГДР при пятибалльной системе оценок высшей является «единица» – «отлично», низшей «пятерка» – «плохо»). Надо обязательно подтянуть математику.
Один югендштунде прошел у нас на народном предприятии «Штернрадио». Мы видели, как работают на конвейере. На одном конце производят самую начальную операцию, на другом – завинчивают последнюю гайку. Брак, допущенный на любом участке сборки, неизбежно сказывается на работе всей линии и на результатах соревнования. Бригада, в которой мы побывали, работает хорошо. Нам это понравилось. Мы тоже хотим хорошо работать и учиться. Успешно делать свое дело и доставлять радость другим людям – это, по-моему, главное в жизни.
Другой молодежный урок проходил в зале суда. 34-летнюю женщину судили за кражу и мошенничество. Не терплю нечестности, в чем бы она ни выражалась и каковы бы ни были ее мотивы. Она отвратительна и в личных делах, и на работе, и в школе. Поэтому мне было очень больно, когда учитель физики решил недавно, будто я списала контрольную. Я никогда не лгу и не жульничаю.
Отношение к учебе в нашем классе не всегда серьезное. Мы, актив ССНМ, еще никак не собрались по-настоящему этим заняться. Пора кончать с таким положением. Приближается югендвайе, мы официально становимся взрослыми, а это значит, что и на нас ложится определенная частица ответственности.
Забот у меня сейчас хватает. Как члену ССНМ, мне поручили вместе с Клаудией Ауктун руководить пионерским отрядом первоклассников. Кроме того, с начала восьмого класса я помогаю Хольгеру Руммелю по математике, русскому и химии. Он сам этого хотел. А теперь стал пропускать занятия. Если не желает учиться, я за ним бегать не намерена. Но, с другой стороны, не хочется, чтобы он опять отстал. Надо будет все-таки поговорить с ним.
Сегодня счастливый день. Единицы так и посыпались: по грамматике, биологии, химии и рисованию. Я была так рада, что понеслась домой как на крыльях.
Война во Вьетнаме. Я прямо окаменела, когда услышала по радио о зверствах китайских агрессоров. Вначале я не могла этому поверить. Еще недавно мы собирали деньги, чтобы помочь строить школы для вьетнамских детей. Сразу же после рождественских каникул мы принялись обсуждать, чем мы можем выразить свою солидарность. Все подписались под заявлением протеста, и мы собрали 80 марок в помощь Вьетнаму.
Итак, я собралась с духом и выступила на заседании актива ССНМ, потребовав серьезного отношения к домашним заданиям. Конечно, я была вся красная. Но все-таки я высказалась.
Хольгер сегодня спросил, можно ли ему 2 апреля снова начать заниматься со мной. Я сказала, что, конечно, можно. Первый успех!
Праздник югендвайе. Утром я первая из всей семьи была уже на ногах. А между тем накануне я долго не могла уснуть, все думала, как я буду публично давать обет. И смогу ли я потом во всех делах ему следовать? Я постараюсь.
И разве, коль уж речь зашла о школе, можно не сказать об учителях? О наших первых наставниках. О людях, которые учат нас не только азбуке наук, но и закладывают основы нравственного фундамента. А каким высоким требованиям должен отвечать сам учитель! Ну, а если ему только двадцать пять, и он, как и старшеклассники, носит синюю рубашку ССНМ, а в свободное время готов играть со своими учениками в мяч? Не мешает ли это воспитательному процессу, не отражается ли на авторитете учителя?
Впрочем, вот что думает по этому поводу девятиклассница средней школы из Лаубсдорфа, в которой мы побывали:
«УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ДОСТУПЕН ДЛЯ НАС И В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ НАС БОЛЬШЕГО НА УРОКЕ».
Керстин ПРОЙС.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.