Со сказочной быстротой меняется география нашей Родины. Поезжайте на север, на восток, на юг, выберите любой маршрут для путешествия, и вы всюду увидите волнующую новь: преображенную землю, нового человека, творца новой географии.
Лет десять назад мне довелось с группой студентов быть на юго - востоке Татарии, в Ромашкинской нефтеносной степи. Это был обыкновенный сельскохозяйственный район. Земля здесь родила не щедро. Мы ходили по проселкам, по тропам среди нив и березовых рощ, останавливались в деревушках с серыми избами, крытыми соломой. О нефтяных богатствах этой степи в то время уже поговаривали, но ни один из холмов не был увенчан ажурной нефтяной вышкой.
Недавно я вновь побывал в этих краях и... не узнал их. На холмах, на склонах оврагов, среди полей - всюду видны металлические вышки. Из глубинных недр бьют мощные нефтяные фонтаны... Сколько здесь нефти? Миллиарды тонн! Ромашкинская нефтеносная площадь ныне известна как мировое месторождение черного золота.
Разработка нефтяных богатств неузнаваемо преобразила ландшафт степей. В местах, где три - четыре года назад пролегали тихие проселки, сейчас протянулись асфальтовые магистрали, ведущие к промыслам и рабочим поселкам.
Изменился не только облик Ромашкинского района, но и его жители. Сюда пришли мастера бурения, геологи, инженеры, строители - целая армия нефтяников.
По добыче нефти Татария оставила позади старые нефтяные районы страны. Нефти здесь добывается больше, чем в Баку.
Семилетний план коммунистического строительства вызвал на Ромашкинских нефтепромыслах новый трудовой подъем. По этому плану намечается довести в нашей стране добычу нефти до двухсот тридцати - двухсот сорока миллионов тонн, то есть увеличить в два с половиной раза. На долю нефтяников Татарии выпадает почетная задача - значительно увеличить добычу нефти.
- Это реально, - говорят мастера бурения.
- Это вполне осуществимо, - подтверждают инженеры, - ибо семилетний план опирается на прочную техническую основу, (предусматривается автоматизация добычи нефти. Первые шаги в этом деле мы уже сделали: на некоторых вышках действуют радиодиспетчерские посты.
Радиодиспетчеризация с каждым днем охватывает все больше и больше точек. Но о первом опыте автоматизации, который провели на Ромашкинских промыслах с помощью ученых Казанского университета, стоит рассказать подробнее.
Есть на нефтепромыслах должность оператора. В любую погоду, днем и ночью ходит он от скважины к скважине, наблюдая за их работой. На одной скважине оператор узнает, что работа остановилась из - за того, что в устье образовалась пробка из парафина, и нефтяной фонтан «гаснет», нефть выходит слабым ручейком; на другой - из - за неисправности механизма переполнился мерник, и нефть хлещет через края сосуда; на третьей - еще что - нибудь случилось... Не всегда оператор может быстро устранить помехи или аварию, и от этого падает добыча нефти на промысле.
- А нельзя ли наладить автоматический контроль за работой скважин? - С этим вопросом года два назад обратились нефтяники к ученым Казанского университета.
Просьба нефтяников нашла самый горячий отклик. Она обсуждалась на совещании филиала Академии наук, где кафедра радиофизики охотно согласилась помочь нефтяникам устроить радиодиспетчеризацию промыслов. Заведующий кафедрой Игорь Михайлович Романов вернулся с этого совещания в приподнятом настроении.
- Ну - с, молодежь, едем на нефть! - весело сказал он.
Молодежь - это аспиранты кафедры радиофизики, науки молодой, привлекшей внимание молодых, способных ребят. Среди них и Александр Астахов, и Владимир Сидоров, и Владимир Новеньков, работающие в радиоастрономической лаборатории. Недавно в этой лаборатории были созданы новые конструкции приборов по радиолокации метеоров. Сейчас эти приборы действуют. Пользуясь ими, радиоастрономы «ловят» я космосе огненный след метеоров. Появится в небе метеор - радиолуч прибора сейчас же засечет его и передаст на фотопленку.
Весть о поездке на нефтяные промыслы Ромашкинского месторождения молодые радиофизики встретили с радостью: это было ново и необычно - спуститься с небес, от метеоров, на землю, к нефтяной скважине!
Молодые ученые быстро создали эскизный проект установки по радиодиспетчеризации нефтяных скважин и поехали с ним «на нефть». Ромашкинская степь, где, не умолкая, шумят девонские фонтаны, хорошо настроила ребят. Игорь Михайлович Романов доложил нефтяникам об эскизном проекте. Мастера добычи черного золота довольно придирчиво рассматривали проект, нашли в нем кое - какие шероховатости, но в целом одобрили.
- Скорее давайте вашу установку! - напутствовали они радиофизиков, когда те покидали промыслы.
Автору этих строк довелось навестить молодых радиофизикой в тот момент, когда они испытывали новую установку.
... В одну из аудиторий университета внесли небольшой, хорошо отполированный ящик. Лаборант Евгений Яшин снял крышку, и все собравшиеся увидели сложнейший механизм электронного прибора. Непосвященному человеку трудно разобраться в хаосе проводов, волосков, разных металлических пластинок, обмоток, трубок, составляющих эту маленькую машинку. Но молодые радиофизики смотрят не насмотрятся на свое творение. Каждый из них вложил в эту замысловатую машинку частицу своей мысли, своего таланта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.