Рассказ
Два шустрых, чумазых до изумления колобка – щенки неопределенной масти и породы, мельтеша хвостиками, отчаянно и самоотверженно нырнули в монументальную лужу, плотно заблокировавшую улицу перед аккуратным деревянным домом – гостиницей «Кедр». Горделиво и степенно, щеголяя мощью и дизайном, прошлепал по глиняному половодью новехонький, с иголочки, красавец «Кировец». Из приоткрытых окон музыкальной школы доносились звуки фортепиано. Солнце растворилось в небе, напоминая, что белые ночи не единоличная привилегия Ленинграда...
– У нас говорят: июнь – еще не лето, июль – уже не лето.
Секретарь стрежевского объединенного комитета ВЛКСМ Павел Романов, подтянутый парень с осанкой сверхсрочника и лихими гвардейскими усами, ткнул пальцем в сторону чахлых веточек, высаженных рядком вдоль забора.
– Вот видите, никак они силы не наберут. В прошлом году на субботнике посадили – и до сих пор такие они жалкие. Прямо как предупреждение нам всем: трудно здесь приживаются деревья. Беречь надо те, которые природа вырастила.
Навстречу шагал молодой человек, довольно причудливо экипированный. На нем была пушистая меховая шапка, весьма популярная в здешних краях, черный костюм с белой рубашкой и феерическим галстуком. Брюки были заправлены в резиновые болотные сапоги с отворотами – практичность для таежного города этой детали одежды дискуссий не вызывает. Но самое неожиданное: в руках человек нес огромную охапку ярко-красных, образцово-показательной красоты и свежести тюльпанов.
– Свадьба сегодня в кафе «Сказка», – перехватив мой взгляд, сказал Павел. – А о цветах ребята из КМСУ-1 позаботились. У них своя оранжерея...
Поясню непосвященным: КМСУ – это значит «комсомольско-молодежное строительное управление». А что такое КМСУ-1 и какое место оно занимает в жизни Стрежевого – это разговор особый...
Сколько в годы пятилеток появилось на карте Советского Союза городов, которые могли бы называться «Комсомольск»? Биография страны и история комсомольских ударных строек неразделимы, и Стрежевой – пример тому. Не случайно центральную улицу города лаконично и строго украшают гигантских размеров буквы – ВЛКСМ.
Я сказал: город. Не прошу прощения за оговорку. Правда, пока еще, согласно официальному административно-территориальному статусу, Стрежевой – поселок, однако не нужно быть провидцем, чтобы разобраться: переход в «городское состояние» неотвратим. Он, в сущности, уже произошел. Столица томских нефтяников – вот реальный сегодняшний и завтрашний статус Стрежевого.
Я уж давно и навсегда бродяга.
Но верю крепко: повернется жизнь,
И средь тайги сибирские Чикаго
До облаков поднимут этажи...
Стихотворение замечательного русского поэта Павла Васильева «Сибирь» датировано 1927 – 1928 годами. К тому же приблизительно времени имеют отношение другие строчки – уже не лирика, а статистика: «В 1926 – 1927 годах общая добыча нефти в СССР достигла 10,2 миллиона тонн; уровень 1913 года был превышен» (Большая Советская Энциклопедия, т. 23, стр. 530).
Подсчитано: к 1980 году добыча нефти в районах, базирующихся на Стрежевом, перешагнет 10-миллионную отметку. Много это или мало? В тридцать раз меньше, чем будет добывать в это время соседняя Тюмень. Столько же, сколько добывает в год Великобритания. Больше, чем годовая добыча ФРГ, Франции и Италии, вместе взятых.
Впрочем, последнее слово не сказано. Первыми в Западной Сибири бурильщики из Стрежевого начали «прощупывать» палеозойские отложения на глубине от трех до пяти тысяч метров. Из скважины на Калиновом месторождении в бассейне реки Васюган получен фонтан палеозойской нефти – об этом сообщил XXV съезду КПСС президент Академии наук СССР академик А. П. Александров.
Это – нефть. Но ведь есть еще запасы газа. Энергичные прочерки сквозь бесконечность таежных болот – нитки нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск, газопровода Нижневартовск – Томск – Кузбасс. Ключевая позиция при той и другой трубе отведена Стрежевому.
Теперь о КМСУ-1. Его «фронт работ» – все жилые дома, заложенные или запланированные в Стрежевом. Все. Да еще полностью соцкультбыт: школы, детсады, больница, кинотеатры, дома культуры... Иными словами, КМСУ-1 поручено строительство Стрежевого. Комсомольско-молодежное строительное управление строит комсомольско-молодежный город…
Огромный, в два этажа плакат. Текст до предела будничный: «При запахе газа звоните 1-04». Запах газа – здесь, на газовом море. Как-то неожиданно звучит... Рядом с плакатом – скромная дощечка: «Первый дом будущего города Стрежевой заложен 23 июля 1966 года студенческим строительным отрядом «Нефтяник» г. Томска».
Командиром того отряда был Женя Медведев. Сегодня – Евгений Артемович Медведев. Начальник КМСУ-1.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.