Редкая по красоте пирамида Повелителя духов - Хан - Тенгри, возвышающаяся над соседними хребтами, издавна считалась высшей точкой Тянь - Шаня. В 1936 году на вершину Хан - Тенгри поднялась группа альпинистов - москвичей под руководством Евгения Абалакова. И вот тогда в разрыве облаков альпинисты впервые увидели большой заснеженный массив, соперничавший по высоте с самим Повелителем духов. Позже другие путешественники также обнаруживали ранее неизвестные высокие вершины. На одну из них была в 1938 году предпринята попытка восхождения. Шел год двадцатилетия Ленинского комсомола, и на штурм неизвестной вершины из палаточного городка Комсомольска - на - Звездочке выступили трое отважных юношей: Леня Гутман. Саша Сидоренко и Женя Иванов. В жестокую сентябрьскую непогоду поднялись они на высоту 6 930 метров. «Все закрыто, только еще одна неизвестная вершина, острым ножом прорвав гущу облаков, торчит над их неспокойным морем», - писал Леня в своем дневнике. Тогда же покоренную вершину назвали пиком ХХ - летия Комсомола.
В 1943 году экспедиция топографов, составлявшая точную карту Тянь - Шаня, зафиксировала в верховьях ледника Звездочка, в хребте Кок - Шаал - Тау, вершину высотой 7 439 метров, на полкилометра выше знаменитого Хан - Тенгри. Вершина получила название пика Победы. При этом выяснилось, что все высокие массивы, которые наблюдались альпинистами с Хан - Тенгри, с пика Конституции, с Куйлю. с Перевала Высокого, а также вершина, к которой стремилась группа Гутмана. - одно и то же, а именно пик Победы. Пик ХХ - летия Комсомола является плечом пика Победы, но восходители не могли раньше убедиться в этом из - за плохой видимости.
Альпинисты повели осаду гиганта. Разведочные и штурмовые экспедиции устремились на ледник Звездочка. В 1949 году алма - атинские и московские альпинисты, руководимые Евгением Колокольниковым, поднялись до высоты 5 700 метров. Неожиданно на штурмовую группу обрушилась мощная лавина, и альпинистов вместе с массивом снега потащило к двухкилометровому обрыву. Смельчаков спасла случайность. Перед обрывом, на пологом месте, лавина задержалась, что дало возможность людям выбраться из - под снега.
В 1955 году на штурм пика Победы вышло сразу две группы. Первая из них - двенадцать молодых спортсменов - взяла чересчур высокий темп и в метель потерпела аварию, окончившуюся трагической гибелью одиннадцати восходителей. Спасся только один участник штурма - Урал Усенов. Второй группе альпинистов, которая поднималась с севера, пришлось спешно возвратиться.
И вот лето 1956 года. На штурм пика Победы двинулась объединенная экспедиция общества «Спартак и Казахского альпклуба во главе с известным советским альпинистом Виталием Абалаковым. Мы публикуем отрывки из дневника участников этой экспедиции Михаила Ануфрикова и Петра Будакова.
18 июля
... Итак, мы в пути к сердцу Центрального Тянь - Шаня. Позавчера на машинах преодолели четырехкилометровый перевал Чон - Ашу. Моторам явно не хватало кислорода, пришлось помогать машинам на крутых подъемах.
А сегодня мы уже переправились вброд через полноводную Сарыджас, сбивавшую с ног вьючных лошадей. Но все обошлось благополучно. Вот только пришлось повозиться с живым «шашлыком» - двумя десятками овец, которые отказывались плыть по бурлящей воде до тех пор, пока одну из них не переправили на буксире за лошадью. Да еще пес Абрек остался на правом берегу, так и не решившись доверить свою особу ревущему потоку.
Караван уже тронулся дальше. Решено снять последний кадр с видом реки. Вожу объективом.» и вдруг целый каскад водяных брызг обдает меня. Оглядываюсь - рядом, виляя хвостом, отряхивается мокрый Абрек. Я рад: наш общий любимец с нами. Молодец, не сдрейфил!
20 июля
Перевал Тюз - 4 200 метров. Присыпанный снегом ледник. Кони скользят на его гладкой поверхности. Радист Иван Толокин пытается за повод удержать свою лошадь, но срывается вслед за ней. Все могло кончиться печально, если бы не удалось задержаться в выбоине ледника.
Переходим на снег. Теперь лошади под тяжелым грузом проваливаются по брюхо и барахтаются, как в трясине.
Наконец мы на гребне перевала. Развьючиваем одну из лошадей. Отцепившийся рюкзак, набирая скорость, катится вниз.
- Держи! - кричит хозяин рюкзака, замполит экспедиции Яков Аркин. Но поздно. Лезть вниз, а потом вверх 800 метров с тяжелым рюкзаком не так уж приятно для утомленного переходом человека. Однако Яше пришлось это проделать. В горах не зевай!
22 июля
Ледник Иныльчек. Огромная ледяная река, длиной в 60 километров, шириной до 5 километров, с многочисленными боковыми притоками. Поверхность льда покрыта камнями, изрезана трещинами, изборождена промоинами.
Утомленный непривычным маршем, журналист Евгений Симонов ехал верхом. Неожиданно споткнувшийся в потоке конь сбросил его с седла и потащил по воде, так как нога ездока застряла в стремени. Женю выручил спецкор «Комсомольской правды», заместитель Абалакова по хозчасти Поляков.
- Это ведь тоже материал для очерка, - шутил Поляков, переодевая Симонова, - потому я тебя и спас...
24 июля
... Альпинистам тяжело достался последний четырехдневный этап караванного пути. Устали люди, лошади еле шли. За караваном оставалась извивающаяся между трещин и ледяных башен тропа, розовая от крови сбитых ног лошадей. Но отряд продолжал путь. Подойдя к нашему врачу Гаджиеву, Абала - ков сказал что - то, кивнув в сторону тропы. Врач понимающе покачал головой. Да, конечно, ему опять, как и в течение всего вьючного пути, придется на биваке заняться оказанием помощи четвероногим пациентам.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Работы фотокорреспондентов «Смены» удостоены премии