Кипит, беснуется, перетирая в песок гранит, катит по каменному дну валуны кипучая река Сибири Ангара. Что за удаль, что за разгул у этой реки! С грохотом врывается она в ущелья, валит столетние кедрачи, поднимает тучи брызг на порогах.
То сужаясь, то расширяясь, мчится Ангара со скоростью курьерского поезда по широкой дуге с востока на запад - от Байкала к Енисею. Тайга и горы, горы и тайга не расстаются с ней на всем пути.
О том, чтобы заставить Ангару служить человеку, прежде даже и речи не шло. Советские ученые впервые широко и всесторонне исследовали эту реку, изучили Приангарье - целую страну гор и тайги, установили, что кипучая Ангара способна дать 90 миллиардов киловатт - часов энергии в год (ее мощность превышает четыре, вместе взятые, крупнейшие реки Европы - Волгу, Днепр, Дон и Каму). Было также установлено, что Приангарье сказочно богато железом и углем, цветными v драгоценными металлами, слюдой и бокситами, лесом и пахотными землями.
В ленинском плане электрификации страны - в плане ГОЭЛРО - еще тридцать пять лет назад предсказывалось большое будущее Ангары.
Но не сразу вышли на ее берега советские гидротехники. Не год и не два, а десятки лет ушли на всестороннее, комплексное изучение реки и всего ГТриангарья, на проектирование каскада гидроэлектрических станций, на выбор места для стройки. Но даже хорошо изучив Ангару, нельзя было покорить ее без могучей строительной техники, без опыта, без специалистов.
... Когда тридцать пять лет назад составлялся план ГОЭЛРО, в стране, разоренной войной, еще на было ни сил, ни возможностей начинать стройку на Ангаре. К тому же в Приангарье не было и потребителя электрической энергии.
И только теперь, когда в Стране Советов усилиями Коммунистической партии создана могучая социалистическая промышленность, когда подготовлены замечательные кадры строителей и в руки им дана первоклассная строительная техника, когда в Приангарье созданы заводы, шахты, города, МТС, совхозы, - по решению XIX съезда партии началось широкое и смелое освоение Ангары и всего таежного Приангарья.
Коммунистическая партия Советского Союза начертала огромный план дальнейшего развития тяжелой промышленности и создания мощной энергетической базы в СССР. По этому плану в центре Сибири создается крупнейшее энергетическое предприятие мира, не требующее для себя ни угля, ни торфа, ни нефти, ни сланцев: электрические станции Ангары будут работать на бесплатном «белом угле». Одна лишь гидроэлектрическая станция в верховьях сибирской реки позволит сэкономить более 30 миллионов тонн угля.
Рисунки, представленные на этих страницах, выполнены студентами Московского государственного художественного института имени Сурикова, проходившими летнюю практику на Ангарстрое. Они познакомят тебя, читатель, со строительством первой ступени великого Ангарского каскада - Иркутской ГЭС. Я говорю «первой ступени», потому что на могучей реке может быть возведена не одна, а несколько «фабрик электричества» - целый каскад. Расположенные одна за другой по течению реки, они заставят Ангару каплю за каплей отдавать всю свою энергию стальным лопастям рабочих колес турбин.
Первая ступень каскада возводится у стен Иркутска. С городского моста хорошо видна стройка. Даже издали, лишь по общим очертаниям, можно представить себе, какая здесь будет могучая электростанция. А если побываете на самой строительной площадке, то поразитесь силе и мощи техники, используемой строителями, будете очарованы смелостью и новизной проекта ГЭС.
Само здание Иркутской ГЭС строится не отдельно, как обычно на гидроузлах, а «вписывается» в плотину: оно будет выполнять роль железобетонного водослива - в случае необходимости все излишние воды из искусственного Ангарского моря пройдут по специальным трубопроводам.
И еще одна важная особенность проекта первой Ангарской, или Иркутской, ГЭС - в ее машинном зале будет сравнительно немного гидрогенераторов; с небольшим парком электрических машин она даст много электрической энергии. Как же объяснить этот парадокс?
На равнинных реках, как Волга или Дон, строят водохранилища и скапливают в них перед плотинами воду. В течение лета уровень в этих водохранилищах понижается, искусственные моря «срабатываются», и в связи с этим энергетики вынуждены постепенно отключать одну турбину за другой и ставить их в резерв до следующей большой весенней воды. На Ангаре все иначе: воду она получает круглый год в изобилии и равномерно из Байкала. В любое время, даже в самые жаркие, засушливые летние месяцы, электростанция обеспечена «белым углем». Равномерный сток байкальской воды по каменному руслу Ангары и позволил строителям освободиться от дорогостоящей, сложной водосливной бетонной плотины и сократить число электрических машин на станции: на Ангаре не нужен резерв гидрогенераторов.
Чтобы обуздать всесокрушающую лавину воды, понадобилась и самая совершенная строительная техника. Вы увидите на строительной площадке сверхмощный большой шагающий экскаватор, двадцатипятитонные самосвалы, полуавтоматические бетонные заводы, вибромолоты и многое, многое другое.
Ангару преграждают не стеной из бетона и стали, а насыпной плотиной из гравия и гальки. Самосвалы подходят к экскаваторам, стоящим на берегу Ангары, и те нагружают машины гравием, взятым со дна реки. Самосвалы отправляются на плотину, высыпают гравий и своими тяжеленными, широкими колесами утрамбовывают его. День за днем, круглые сутки караваны машин возят гравий на плотину, постепенно засыпая им Ангару.
Сооружение огромной насыпной плотины из гравелисто - песчаной смеси дало весьма большую экономию средств и освободило Транссибирскую железнодорожную магистраль от перевозок тысяч и тысяч тонн цемента и арматуры.
Все это и дало такие выгоды, такую экономию, что в конечном счете стоимость ангарской электрической энергии будет самой дешевой в мире.
Теперь представьте себе, что сотворит эта энергия в Приангарье! В тайге возникнут новые заводы и рудники, вырастут города, электричество будет поднимать целинные земли, убирать и молотить хлеб, водить поезда, рубить уголь, варить сталь.
Уже сейчас, в наши дни, Приангарье совсем не похоже на то дикое место, каким оно было до революции. Восточной кочегаркой стал Черемховский угольный бассейн. В тайге появилась мощная лесная и химическая промышленность, развивается машиностроение. Геологи обнаружили несметные залежи руд у Илима - целую гору из железа, - Коршуниху, и нашли такую же громаду из металла - гору Рудную под Нижне - Илимском. По Ангаре идут большие плоты - их ведут на Енисей, а по нему в Игарку, где бревна становятся брусьями и досками и в таком виде занимают место в трюмах кораблей едва ли не всех стран мира.
Чтобы ускорить пуск первой Ангарской ГЭС, тысячи строителей не покладая рук работают на всех участках: они кладут бетон и вяжут арматуру, насыпают плотину и тянут через пропасти, с горы на гору, линии высоковольтных электрических передач, возводят причалы порта, очищают дно будущего Ангарского моря от деревьев, кустарников, переносят на другие места целые деревни и села.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.