Школа молодых конькобежцев

В Честной| опубликовано в номере №568, январь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Четыре года назад в городе Калинине была организована спортивная школа молодёжи.

По положению, в школу должны были приниматься лишь спортсмены, уже овладевшие техникой бега и имеющие спортивные разряды. К сожалению, в городе в то время вряд ли можно было насчитать хотя бы пятёрку квалифицированных скороходов. Тогда мы решили зачислять в школу и молодёжь, сдавшую нормы на значок «ГТО».

Таких нашлось много. Позже, когда окрепли и развернули работу конькобежные секции коллективов физкультуры, мы уже стали устраивать для поступающих специальные приёмные испытания.

Сейчас у нас в школе имеется так называемая «подготовительная группа». Из этой группы, кстати сказать, вышли такие сильные спортсмены, как Юрий Михайлов, Юрий Богданов, Аркадий Елизаров, Вера Лобанова и другие.

Помимо официального набора мы пополняем свою школу ещё и другими путями. Я с группой моих учеников, например, в воскресный день отправляюсь на каток, и там мы внимательно присматриваемся к катающимся, подбираем будущих учеников.

Я непременно бываю на всех соревнованиях. Таким образом, мне удалось «найти» сразу целую группу конькобежцев, несомненно, с большим будущим. Это Валентин Строков, Евгений Болотников, Нонна Блинова, Анатолий Смирнов.

Зимой 1948 года мы проводили свои занятия на стадионе по вечерам, как раз в часы массового катания. И вот я стал примечать небольшого роста, худенькую, но очень шуструю девочку. Она внимательно приглядывалась ко всему, что делали мы. Познакомились, разговорились. Она сказала, что её зовут Ремма Меньшова, сообщила, что родителей у неё нет, живёт она с бабушкой, очень любит спорт и мечтает стать настоящим конькобежцем. Я охотно принял её в школу в подготовительную группу. Это было в феврале. На испытаниях она пробежала тогда 500 метров за 83 секунды. А месяц спустя, в марте, ее результат равнялся уже 61,7 секунды.

Интересно отметить, что при поступлении в школу Юрий Михайлов пробегал 500 метров за 74,1 секунды, Юрий Богданов - за 68,8 секунды, Валентин Строков - за 72,3 секунды, а теперь все они спортсмены первого разряда.

Всем поступающим в школу мы ставим непременное условие: если ты учащийся, - учись не ниже чем на «четвёрки»; если рабочий, - будь передовиком, выполняй производственное задание.

В работе по специальной подготовке спортсмена-конькобежца мы добиваемся всестороннего физического развития. Тренировка ведётся круглый год. Весной и летом главное внимание я обращаю на физическую подготовку, осенью - на имитацию движений. Это помогает осваивать технику бега. Как только наступают морозы, мы выходим на лёд. Теперь в центре наших занятий шлифовка техники. Затем начинается дистанционная тренировка. В этот период готовится конькобежец-многоборец. Значительное место в программе отводится выработке чувства темпа и ритма.

По мере роста общефизической подготовки расширяется и объём работы. Если сначала мы занимались на основе нормативов «ГТО» 1-й ступени, то в следующем сезоне переходили уже на нормативы «ГТО» 2-й ступени.

Одни успевают больше, другие меньше. Есть и такие, что топчутся на месте. Таких мы вовсе отчисляем из школы, и не потому, что они недостаточно талантливы, а из-за их лен», нежелания работать.

Таких, к счастью, было очень немного: всего два или три человека. И всё же я считал и себя в какой-то мере виноватым, что так случилось: видимо, мы не сумели заинтересовать юношу или девушку, не пришли вовремя на помощь. Ведь были случаи, когда ученик пропускал уроки, плохо занимался, но своевременное вмешательство помогало ему вернуться в школу. Так было, например, с Евгением Болотниковым.

На основе своего опыта я всё больше и больше убеждаюсь, что нет учеников «талантливых» и «безнадёжных». Такое деление в корне неправильное, порочное.

Приведу простой пример. Юрий Михайлов целую зиму занимался в школе и никак не мог пробежать 500 метров меньше чем за 60 секунд. Я с ним продолжал усердно заниматься и летом и осенью, старался повысить его технику, а зимой, на льду, добивался постановки сильного толчка. На первых же соревнованиях Юрий хорошо прошёл полкилометра и был зачислен в состав сборной команды страны. Вот тогда начались разговоры, что у него талант. Один признанный мастер по конькам сказал Меньшовой, что у неё «врождённая» низкая посадка. Мы с ней переглянулись и едва не рассмеялись: истинный «секрет» успеха Меньшовой в том, что она очень много тренируется по выработке правильной низкой посадки. Все мои воспитанники по-настоящему увлечены конькобежным спортом. В нынешнем сезоне мы, не дожидаясь открытия катков в городе, сами сделали беговую дорожку на реке Лазури, где и проводим занятия. Сами учащиеся расчищают дорожку от снега, сами поливают её.

Свою основную задачу тренера я вижу в выполнении обязательств, взятых моими учениками.

г. Калинин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первые опыты

О работе студенческих научных обществ