Школа мастерства

Мих Долгополов| опубликовано в номере №482, июнь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Основатели Московского Художественного театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко придавали огромное значение воспитанию молодых артистов, которые были бы достойным пополнением труппы театра. Всю свою жизнь, все свои звания и талант эти великие реформаторы сцены отдали созданию замечательного театра и нескольких его студий. Воспитанная ими актёрская молодёжь составила ядро и многих других крупнейших русских театров. Благодаря смелому выдвижению и неослабному вниманию, с которым создатели Художественного театра всегда относились к творческой молодёжи, им удалось воспитать так называемое «среднее» актёрское поколение, которое сейчас составляет основу труппы, является продолжателем дела «стариков».

Но кто же придёт на смену «среднему поколению», кто примет из его рук эстафету замечательных традиций лучшего нашего театра? Об этом неустанно в последние годы своей жизни думали и Станиславский и Немирович-Данченко.

Осенью 1934 года, по поручению «Комсомольской правды», я беседовал с К. С. Станиславским о принципах искусства Художественного театра. Константин Сергеевич был болен, и врачи не разрешали выходить ему из дома. К нему в Леонтьевский переулок (ныне улица Станиславского), в дом № 6, приходили и крупнейшие артисты театра и молодёжь. В маленьком зале с колоннами, в своеобразной творческой лаборатории величайшего мастера сцены, творца учения об актёрской игре, непрерывно работала живая и деятельная мысль человека, художника.

Несколько часов продолжалась увлекательная беседа. К. С. Станиславский высказал много важных, принципиальных взглядов по поводу работы Художественного театра. Но великого мастера особенно беспокоило будущее актёрское поколение, та молодёжь, которая впоследствии должна заменить нынешнюю труппу театра.

- Лично для меня самое важное, - говорил К. С. Станиславский, - это теперь, при жизни, наладить тот театр, который будет без нас. Я считаю неважными для себя те несколько постановок, которые мне ещё придётся осуществить. Может быть, они будут лучше моих прежних работ, может быть, хуже - не в этом дело. Гораздо важнее передать молодёжи, новому поколению, всё то, что нами приобретено и накоплено в результате долголетнего опыта и практики.

Точно так же и В. И. Немирович-Данченко мечтал о создании школы-студии при Художественном театре, в которой лучшие режиссёры и артисты труппы занимались бы подготовкой театральной молодёжи.

В музее Художественного театра, где собраны все реликвии, связанные с историей этого прекрасного коллектива, хранится стенограмма интереснейшей беседы Вл. И. Немировича-Данченко с группой артистов Художественного театра. Был март 1943 года. За месяц до смерти, уже больной, восьмидесятипятилетний руководитель Художественного театра пригласил к себе домой нужных ему людей. Пришёл его старый друг, один из великих русских артистов - И. М. Москвин. Пришли представители среднего поколения - Н. П. Хмелёв, В. А. Орлов, Е. В. Калужский, В. Я. Станицын, режиссёр В. Г. Сахновский и директор-распорядитель театра В. Е. Месхетели.

Вл. И. Немирович-Данченко развил перед своими ближайшими сотрудниками мысль о создании школы-студии Художественного театра, в которой готовились бы разносторонне образованные молодые артисты.

- Придя потом в Художественный театр, - рассуждал Вл. И. Немирович-Данченко, - молодые актёры двигали бы вперёд его искусство. Мне нужно, чтобы каждый, который придёт в театр (из школы), был бы ответственен в своём поведении, как советский актёр.

Старый мастер говорил о необходимости воспитывать в молодом артисте высокие этические и моральные принципы, свойственные молодому человеку советской эпохи, воспитывать артиста, который знал бы, «как вести себя на репетициях, как вести себя с товарищами». Эта мысль о воспитании артиста новой, советской формации является одной из главных, над осуществлением которой думал Владимир Иванович.

Он несколько раз подчеркнул необходимость того, «чтобы в России воспитывались актёры нашего искусства и нашего воспитания. И ещё дальше, - продолжал он, - наилучшего нашего искусства и наилучшего воспитания советского актёра...»

Вл. И. Немирович-Данченко напомнил, как ещё на заре Художественного театра, в 1901 году, была организована при театре школа, которая выпустила впоследствии много артистов, чьи имена стали потом известны во всём мире. С этими артистами он лично занимался в те годы. В 1913 году была создана при Художественном театре первая студия, в 1916 году - вторая, затем - третья, ставшая через несколько лет театром имени Е. Вахтангова.

Через месяц после этой памятной беседы Вл. И. Немирович-Данченко умер. Его мечту о школе реализовало советское правительство. Новому учебному заведению было присвоено имя его энтузиаста, одного из замечательных деятелей русского театра.

Эта школа организовывалась в трудные, военные годы. Отбирались туда лишь наиболее способные и талантливые юноши и девушки. Сейчас в школе два факультета - актёрский и постановочный. Молодёжь занимается под руководством крупнейших артистов и режиссёров театра. Работа с будущими артистами и работниками постановочной части полностью зиждется на принципах Художественного театра. В них воспитывается любовь к искусству, которое должно быть поставлено на службу родному народу, воспитываются и развиваются важнейшие этические и моральные черты, которые, по мнению великих основателей МХАТ, должны быть присущи актёру советского театра.

От других высших театральных институтов эта школа Художественного театра отличается единством метода воспитания актёра в духе идей К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Наличие в школе на всех курсах сравнительно небольшого количества студентов (здесь обучается всего 130 человек) позволяет применять особый подход к каждому студенту и повседневно наблюдать за формированием его творческой индивидуальности. Поэтому, например, занятия таким обязательным предметом, как пение, проводится строго в соответствии с данными каждого студента, чтобы развивать природные способности в этом направлении у тех из них, кто ими обладает в большей степени, и не перегружать студентов, не имеющих особых наклонностей к пению.

Подавляющее большинство студентов школы - комсомольцы. Многие юноши являются участниками Великой Отечественной войны. С оружием в руках они защищали Родину от фашистских полчищ, имеют боевые награды.

Летом этого года состоится первый выпуск школы МХАТ. В течение четырёх лет с будущими артистами велась самая настойчивая, последовательная работа. Им прививались замечательные традиции Художественного театра, перед ними раскрывались законы сценического поведения, работы актёра над образом. Для студентов обязательно участие в производственной практике, участие в так называемых массовых сценах, просмотр репетиций и всех спектаклей, непосредственное общение с ведущими артистами Художественного театра. Такова атмосфера, в которой проходило воспитание артистов первого выпуска. Точно так же студенты постановочного отделения под руководством старейших и опытнейших работников театра изучали все тонкости этой сложной и ответственной работы. Из них готовили всесторонне образованных и развитых работников, которые самостоятельно могли бы провести всю подготовительную работу и выпуск самого сложного в сценическом отношении спектакля. Вместе с актёрами они слушали лекции по истории театра, изобразительных искусств, литературы, но общественным наукам, принимали участие в производственной практике на сцене МХАТ.

О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, М. М. Тарханов, отдавшие родному театру по нескольку десятков лет жизни, постоянно встречаются с будущими артистами. Они задушевно беседуют с молодёжью, рассказывают им о своём творчестве, о том, как работали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, как создавались те или иные роли. Нередки случаи, когда рассказ иллюстрируется показом, чтением монологов, исполнением отрывков из ролей. Такое живое общение молодёжи со «старикамп» - самый замечательный способ усвоения великих реалистических традиций этого «театра жизненной правды», своеобразная академия высшего актёрского мастерства. Сейчас школа переживает волнующие дни. Во всех её классах ведётся деятельная подготовка к выпускным экзаменам. 27 юношей и девушек после выступления перед строгим и авторитетным жюри получат высокое звание артиста. Силами молодёжи готовятся спектакли «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Мещане» М. Горького и ещё три пьесы - комедия «Модная лавка» великого русского баснописца И. Крылова, «Бесприданница» А. Островского и «Вишнёвый сад» А. Чехова. Студийцы воспитываются в школе на лучших образцах современной советской драматургии и классики, поэтому в выпускных спектаклях они должны будут создать образы и близких им советских молодых людей - патриотов подполья, боровшихся с гитлеровскими оккупантами, - и проявить свои знания и уменье в работе над образами классического репертуара.

Некоторые молодые актёры, обучающиеся в школе, уже заняты в спектаклях. Так, большой гордостью школы является факт приглашения студийки Елены Хромовой для исполнения роли Сони в пьесе А. Чехова «Дядя Ваня», которую недавно показал театр. Другой студент школы - Владимир Трошин - сейчас репетирует большую роль лейтенанта в пьесе К. Симонова «Дни и ночи». Несколько других, второстепенных ролей в разных пьесах также поручено студийцам школы.

На показах учебных работ студийцы пленяют непосредственностью, искренностью и свежестью исполнения. Чувствуется любовное, трепетное отношение к искусству. Молодые исполнители преисполнены сознания, что они оканчивают школу, созданную правительством для того, чтобы и впредь развивалось и процветало искусство замечательного русского театра, созданного великими мастерами сцены К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Группа «Сталинград»

Отрывок из четвертой части нового романа «Буря»

По Камчатке

Путевые заметки