- Я имею в виду русскую эмиграцию. Одних Гитлер воодушевил, вселил надежды, а другие - из этих, опролетарившихся, - начали беспокоиться о судьбе отчизны.
- Резать надо, - посоветовал старин.
- Не лишено, - согласился бритоголовый. - Я кое-кого назвал шефу, предложил наши услуги устранить собственноручно. Это имело бы показательное значение: мы бы публично продемонстрировали нашу готовность казнить отступников. Но, увы, шеф отказал. Пообещал, что этим займется гестапо. А жаль, - грустно заключил бритоголовый.
Человек с обвисшим лицом протянул мечтательно:
- А в России сейчас тоже весна-а!
- Будешь прыгать, не забудь надеть галоши, чтоб ноги не промочить.
- Я полагаю, уже подсохнет...
- Польшу они в три Недели на обе лопатки.
- Ну, Россия - не Польша.
- Это какая тебе Россия? Большевистская?
- Ну, все-таки...
- И этот тоже! Заскулил, как пес.
- В каждом из нас есть что-то от животного...
- Ты помни номер на своем ошейнике, а все остальные забудь...
Сухие, пахнущие пылью лучи солнца падали на эту закованную в булыжник землю, на зарешеченные онна зданий, на это отребье общества, на предателей, донашивающих трофейные мундиры поверженных европейских армий. От высокого забора с нависшим дощатым карнизом, оплетенным колючей проволокой, падали широкие темные тени, и казалось, будто двор опоясывают черные рвы. Бухали по настилам сторожевых вышек тяжелые сапоги часовых. Ссутулясь, сидел Иоганн, держа на коленях дощечку с листком бумаги, и что-то старательно выводил на ней карандашом. Он тоже был тут узником, узником, подчиненным размеренной и строгой, как в тюрьме, регламентированной жизни.
И все-таки он был здесь единственным свободным и даже счастливым человеком и с каждым днем в этом страшном мире все больше убеждался, что он тут единственный обладатель счастья - счастья быть человеком, использующим каждую минуту своей жизни для дела, для жизней миллионов людей.
Вот и сейчас, сидя на солнце, Иоганн терпеливо и старательно работал. Да, работал. Рисовал на тонких листках бумаги хорошо очинённым карандашом портреты этих людей. Каждого он хотел изобразить дважды: в фас и в профиль. Он рисовал с тщательностью миниатюриста.
Никогда раньше Саша Белов не испытывал такого трепетного волнения, такой жажды утвердить свое дарование художника, как в эти часы.
И если в искусстве ему был глубоко чужд бесстрастный ремесленный объективизм, то сейчас только этот метод изображения мог заменить ему отсутствие фотообъектива. Он должен был воспроизвести на бумаге лица этих людей с такой точностью, словно это не рисунки, а сделанные с фотографий копии.
Рисуя, он должен был сохранять на лице сонное, задумчивое выражение человека, с трудом подбирающего слова для письма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Днь в Хартумском университете