Даже беглое знакомство с учебными кабинетами и лабораториями убеждает в том, что выпускники училища получают глубокие знания в военном деле. В специальных классах они учатся управлять самым современным оружием, точно поражать врага на любых расстояниях, на суше, на воде и под водой. Сначала здесь, а потом на практике они до мельчайшего винтика изучают материальную часть надводных и подводных кораблей.
Мы побывали на занятиях в некоторых кабинетах. Один из них так и называется — «Атака». Здесь каждый день разыгрываются настоящие морские сражения, но вместо боевых наград победители получают обычные отметки. Большой экран на одной из стен кабинета и есть театр военных действий. На экране проецируются маневры кораблей, управляемых курсантами с помощью приборов из соседней комнаты. В их распоряжении находятся и все современные огневые средства: торпеды, мощная артиллерия. О точности стрельбы можно судить по вспышкам электронного луча на экране. Курсанты, управляющие кораблями, действуют как в настоящем морском сражении, они должны четко отдавать команды, по которым меняется курс кораблей, вводятся в действие артиллерия и торпедные установки. Надо сказать, что страсти здесь разгораются довольно бурные и не только среди непосредственных участников сражения, но и среди зрителей — курсантов, не занятых в бою и наблюдающих за его ходом на экране.
Мы видели поединок, в котором атакующим кораблем управлял главный старшина Федор Берсенев. Сразу после получения вводных данных Федор повел корабль на большой скорости к участку, где, по его предположениям, мог курсировать «противник». «Противник» приближался, все время меняя курс, чтобы сбить Берсенева с толку. Но вот цель обнаружена, Федор определяет скорость цели и расстояние до нее. Курсанты, наблюдавшие за боем, притихли. Берсенев скомандовал: «Самый полный, курс прямо на цель!» Расстояние между кораблями все уменьшается, они рискуют столкнуться, «противник» открывает огонь. Но атакующий корабль продолжает идти прямо на него. Надо что-то делать, и у «противника» не выдерживают нервы — он резко поворачивает вправо. Берсенев ждал этого, он сбрасывает скорость и, развернувшись левым бортом, дает торпедный залп. Яркая белая вспышка на экране означает: цель поражена.
Без четверти семь на площади перед учебным корпусом начинается развод, церемония торжественная и в некотором роде традиционная, во всех частях Советской Армии и Флота она проходит более или менее одинаково. Дежурный по училищу проверяет выправку курсантов, состояние оружия, и под барабанную дробь подразделение проходит строевым шагом по «Аллее славы», мимо отлитых из бронзы двенадцати бюстов Героев Советского Союза — выпускников училища. Подвиг каждого из двенадцати — это часть подвига советских военных моряков в годы Великой Отечественной войны.
С первых дней войны училище было переведено на военное положение. Курсанты патрулировали по городу, охраняли стратегические объекты на подступах к Севастополю, учебные катера, переброшенные в Азовское море, принимали участие в эвакуации заводского оборудования из окруженного фашистами Таганрога. В сентябре 1941 года курсантов старших курсов досрочно произвели в офицеры и направили на корабли; младшекурсники стали старшинами — из их числа была сформирована 76-я отдельная морская стрелковая бригада, героически дравшаяся с дивизией СС «Викинг» на Кубани.
Золотыми буквами написаны на бюстах имена тех, кто подвигами своими навечно прославил училище. Матвей Подымахин — командовал торпедным катером при обороне Одессы, в декабре 1941 года высаживал десант на Керченский полуостров, участвовал в Новороссийской десантной операции, громил врага в Керченском проливе, под Севастополем метким огнем потопил два больших гитлеровских судна. Андрей Черцов — его катер первым ворвался в Цемесскую бухту, открыв путь в Новороссийск другим кораблям с десантом, дважды за одну ночь Черцов прорывался сквозь «ворота смерти», был тяжело ранен, но не ушел с командирского поста. Василий Ботылев — с горсткой матросов занял здание клуба в Новороссийске, в самом центре немецкой обороны, выдержал 28 контратак. Асаф Абдрахманов — прославился на флоте как один из опытнейших командиров-катерников, участвовал в высадке десантов в Таганроге, Мариуполе, Бердянске, на Таманском полуострове...
Нынешнему поколению курсантов посчастливилось учиться у тех, кто прошел суровую школу Великой Отечественной войны. По торжественным дням, когда командиры и преподаватели училища надевают боевые награды, будущие офицеры, знающие о войне только из книг, еще глубже осознают, что их воспитатели принадлежат к героическому поколению, чей ратный подвиг навсегда вошел в историю Советского Военно-Морского Флота. Таковы начальник училища контр-адмирал С. С. Соколан, его заместитель капитан I ранга С. С. Сорокин, начальник политотдела В. С. Беспальчук, Герои Советского Союза С. П. Самсонов, А. К. Абдрахманов, который перешел в училище на преподавательскую работу, капитаны I ранга Г. И. Трусенев, И. О. Рогаль-ский, М. С. Коваленко, Н. Д. Солдатов и многие другие.
С той поры, когда по призыву ЦК ВЛКСМ первые курсанты ЧВВМУ пришли в аудитории, минуло несколько десятилетий. Училище, почти полностью разрушенное во время войны, вновь отстроилось; выросли новые корпуса, просторный клуб, спортивные площадки. Многое сделано руками самих курсантов. Дороги отцов стали дорогами сыновей. Не роняет славу Героя Советского Союза Матвея Подымахина его сын, старшина II статьи Валерий Подымахин. По-отцовски упрям и настойчив в достижении цели курсант Игорь Абдрахманов, сын Асафа Абдрахманова. Он, как и Валерий, на IV курсе.
Путевка в ЧВВМУ стала традиционной в семье Зубковых. Николай Зубков окончил училище в 1971 году, годом позже защитил диплом Виктор Зубков, а младший брат, Владимир, — выпускник этого года. Все трое были аттестованы командованием училища как отличные офицеры. Николай это доказал делом: участвуя в одной из морских операций, он в сложной ситуации проявил находчивость и мужество, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Наш приезд в училище совпал с началом морской практики. В поход вокруг Европы уходил учебный корабль «Гангут». Почти тридцать дней он будет домом для второкурсников корабельного факультета.
...На командирском катере мы пересекли Северную бухту и подошли к «Гангуту», который заканчивал последние приготовления к походу: пришвартовавшись правым бортом к пирсу, корабль брал топливо. Курсанты за два дня на «Гангуте» успели обжиться, познакомиться с судном, его экипажем, учебными классами. Во время плавания им предстоит не только выполнять обязанности матросов, но и досконально изучить штурманское дело. Это первый большой переход в их морской биографии. И поэтому со всей ответственностью, еще задолго до выхода в море, готовились к нему командование училища, преподаватели, партийная и комсомольская организации и, конечно, сами курсанты.
В одном из кубриков курсант Валерий Драга открыл заседание ротного комсомольского бюро. На повестке дня стоял один вопрос: «Морская практика». Валерий сразу перешел к делу: «Через три часа выходим в море, от нас, членов бюро, во многом зависит, насколько организованно пройдет практика для личного состава роты. Надо еще раз продумать план работы в следующем месяце...» Потом каждый из пяти членов бюро внес свои предложения. Все решалось быстро, говорили только по существу; подстегивало время, и еще сказывалась привычка, выработанная за два года и выгодно отличающая военного человека от гражданского, — излагать свои мысли кратко и ясно.
За час до отплытия «Гангута» мы простились с кораблем и, вспомнив морское правило, пожелали начальнику перехода, капитану I ранга Сорокину «шести футов под килем». Хотя «Гантуту», судя по его размерам, следовало желать все двадцать.
— Вам здорово повезло, — сказал капитан I ранга Петр Андреевич Голобурда, узнав, что в штабе флота нас определили на «Проворный».
Этот ВПК (большой противолодочный корабль) выходил в море на зачетные ракетные стрельбы. На «Проворном» уже две недели проходили практику курсанты четвертого курса. На наших глазах все звенья и боевые части корабля готовились к выполнению этого ответственнейшего вида стрельб. Приборы, исписывая экраны лучами, следили за обстановкой вокруг корабля. Ракетные установки приведены в состояние боевой готовности. Я видел, как волновался командир «Проворного» капитан Ш ранга Валерий Иванович Мотии. Экипаж долго готовился к этому учению, продуманы все детали, десятки раз прорабатывались все операции, Мо-тин готов поручиться за каждого матроса... И все-таки он нервничал, потому что оплошность одного могла свести «на нет» работу многих. И вот воздушная цель обнаружена. Ее надо уничтожить. С интервалом в несколько секунд с борта «Проворного» срываются две ракеты. А еще через мгновение на горизонте полыхают одна за другой две вспышки. Приборы фиксируют: «Цель поражена первой же ракетой».
А еще через два дня рано утром мы выходим в море на эскадронном миноносце «Находчивом». Теперь уже самим курсантам предстояло сдавать зачеты по артиллерийской стрельбе и на управление огнем. Когда корабль, который тянул за собой металлический щит (цель), приблизился на дистанцию открытия алая, курсанты по очереди принимали руководство огнем корабельных орудий и справились со своей задачей совсем неплохо. В металлической сетке щита и в его корпусе было четыре пробоины, нормальным результатом при том количестве выстрелов, которое сделал «Находчивый», было бы два попадания. Еще долго у меня в голове телеграфно отсчитывались команды: «...Наводка... снаряд практический... орудия зарядить ...товсь... ревун...».
Так началась практика. Впереди недели корабельных будней, до предела заполненных морской службой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.