Шел второй советский велотур - многодневное соревнование велосипедистов на гигантскую дистанцию - в 3200 километров. После первых двух этапов алой майкой лидера завладел московский гонщик Федор Тарачков. Это вызвало законную зависть у 115 участников велотура. Каждый хотел быть лидерам среди отборных, отлично тренированных спортсменов.
На седьмом этапе - Киев - Чернигов - у машины Тарачкова на ходу лопнула передняя вилка. На полной скорости гонщик вылетел из седла и четверть часа лежал без сознания. Санитарная машина подобрала пострадавшего и отвезла его в Чернигов.
Среди велосипедистов, судей, врачей только и было разговора, что об этом несчастье. Все жалели, что первоклассный гонщик, кандидат в победители, теперь уже не сможет продолжать трудное, многодневное, соревнование.
Велико же было удивление участников велотура, когда на другой день больной явился к старту! В рядах велосипедистов раздался гром аплодисментов. Весь забинтованный, с глазом, закрытым повязкой, велосипедист уговорит главного врача разрешить ему продолжать гонку, пообещав сойти с машины при первых же признаках недомогания.
Место лидера он к этому времени утерял. Судьи засчитали ему на аварийном этапе время последнего велосипедиста. Чтобы вновь завладеть красной майкой, Тарачкову нужно было на 50 километров обогнать нового лидера - киевского гонщика Ялового. Для спортсмена, только что получившего ушибы и ссадины, это была явно непосильная задача. По жребию Тарачков стартовал одним из последних. Гонщиков пускали с минутным интервалом, и в его распоряжении были лишние полтора часа отдыха перед гонкой.
Первые 20 километров Тарачков, выполняя требование врача, ехал, как полагается больному, «смирно», никого не обгоняя. За ним из санитарной машины неотступно следили врачи, готовые в любой момент уложить гонщика на носилки.
Но с каждой минутой сильный организм спортсмена наполнялся энергией, тело разогрелось от работы, тренированные мышцы властно требовали физического напряжения. Забинтованный в марлю велосипедист с решимостью бойца удвоил обороты...
Встревоженный главный врач угрожающе махал руками и громко требовал, чтобы больной опомнился и сбавил скорость. Но внезапно выздоровевший гонщик, не слушая, мчался вихрем и обгонял одного велосипедиста за другим.
На этапе в 103 километра Тарачков перешел с двадцать первого места на четвертое. Его проигрыш лидеру сократился наполовину - до 34 минут. Следующий этап гонки - 175 километров - Тарачков прошел первым. Чтобы вновь стать лидером, ему осталось выиграть всего 5 минут. Еще один день горячей спортивной борьбы, и Тарачков, выносливый, волевой спортсмен, опять надел мягкий алый свитер лидера.
Старший из братьев, Георгий, очень любил цветы, особенно сирень. Однажды ранним утром, возвращаясь с купанья, он не вытерпел - перелез через ограду сада, сломал пахучую ветку и... попался на глаза сердитому сторожу. Тот бросился за любителем цветов, но Георгий легко перемахнул через изгородь и ушел от погони.
Размахивая веткой сирени, он весело шагал по дороге, чувствуя прилив бодрости от купанья и десятикилометровой утренней прогулки. Конский топот заставил его оглянуться. За ним гнался верхом на коне злой сторож. Георгий решил наказать всадника. Он побежал вперед по дороге, потом быстро свернул в чащу леса, недоступную для лошади. Затем снова на дороге показалась фигура бегуна с полотенцем. Всадник возобновил преследование, но бегун снова скрылся за деревьями. «Соревнование» продолжалась полчаса и окончилось неистовой руганью сторожа: ему пришлось вернуться ми с чем, а человек с веткой сирени продолжал кросс.
... В Пахру приехали техник и инженер. Один - на велосипеде, другой - по железной дороге. Землемерную работу закончили засветло. Техник сдал тяжелый теодолит и начал разуваться. Инженер, предвкушая приятную прогулку на «стальном коне», вслух начал расхваливать свою машину. Техник молча засучивал брюки.
- Серафим, ты что это задумал? - обратился к нему инженер.
- Да вот хочу добежать до Балашихи, - невозмутимо ответил техник. - Недалеко тут, всего с десяток километров.
- Неужели добежишь? - изумился инженер.
Щадя силы товарища, он вначале умышленно ехал медленно. Но видя, с какой легкостью Серафим бежал за велосипедом, нажал на педали и поехал быстрей. Бегун не отставал.
Дорога шла лесом. Извилистая тропинка с крутыми и частыми подъемами начала выматывать велосипедиста.
- Не устал? - спросил инженер, чувствуя, как по его лицу скатываются капли пота.
- Нет, - спокойно отвечал бегун.
За километр до Балашихи велосипедист в полном изнеможении слез с машины и начал жадно пить воду. Техник бежал дальше без остановки...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.