Секретарь ЦК

Элла Черепахова| опубликовано в номере №931, март 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роза обаятельна. Ее обаяние — в умении зажигаться и зажигать людей большими идеями времени, в непотухающем интересе к человеку, к его конкретной личности, судьбе. Был интересный случай. Однажды в ЦК комсомола республики пришло письмо. На нем пометка: «Розе лично». Бобосадыкова вскрыла конверт. Несколько отчаянных строк: «Так хочется учиться, а родители уже просватали за сына дяди, круг моей жизни замыкается. Помогите мне, Роза! Я видела вас на митинге, вы так замечательно говорили о том, какой просторной может стать судьба девушки».

Возможно, это дело мог бы уладить инструктор ЦК. Но Роза собралась в командировку сама и отправилась в дальний кишлак Пянджского района — к Ханифе Гуломовой. Она подняла председателя совета девушек района Миракилову, она заставила выехать в кишлак секретаря райкома комсомола Хасанова на это «немассовое мероприятие». И Ханифа открыла ворота своей судьбы. Сейчас она студентка филологического факультета Таджикского государственного университета. Некоторые говорят: несолидно. Все-таки первый секретарь ЦК, кандидат в члены президиума ЦК компартии республики, депутат Верховного Совета СССР, и вот так из-за каждой девчонки мотаться по кишлакам...

— Ничего! У меня ноги еще молодые, — отшучивается Роза, но за этой шуткой — стальной принцип пропагандиста, агитатора, который по опыту знает, что самое главное для него — сохранять живые связи с людьми, безусловно предпочитая их телефонным.

Все интересует ее там, куда она приезжает, — в Нуреке, в Вахше или на Памире: комсомольские посты всеобуча, клубы, спортивная работа, быт, здоровье людей.

Она с волнением подходит к девушкам в комбинезонах механизаторов. В Восейском районе живет, например, одна такая замечательная женщина, Гапхар Пиракова, — двадцатисемилетняя героиня труда (ровесница Розы), секретарь комитета комсомола колхоза имени Ленина. Бывая в районе, Роза всегда заходит потолковать с ней о делах, о хлопке, о «пираковской десятке» — девушках, которых Гапхар обучила водить машины.

Водить машину, решать судьбы хлопка, решать собственную судьбу... А ведь начиналось с того, что с боем завоевывали право ходить по кишлаку в комбинезоне. Это не так уж давно считалось неслыханной дерзостью, поступком, который делал девушку изгоем — предметом издевательств, преследований. Таджикские кишлаки помнят еще жуткие «живые» костры — самосжигающихся в отчаянии или в знак протеста женщин и девушек.

Сложный и еще продолжающий во многом оставаться сложным жизненный уклад не перевернешь, не переиначишь сразу, одним рывком. Его формовали, пластовали десятилетия привычек, традиций. И приходится продвигаться вперед шаг за шагом, но неуклонно.

— Возможно, мы немножко ушли в сторону от многих наших нравственных проблем, — говорила нам Роза. — Увлеклись хозяйственными. Но мы все время думаем о них...

Она недавно вернулась из Москвы, с VIII пленума ЦК ВЛКСМ. Но в Душанбе пробыла недолго, надо лететь на конференцию. Перед ее отъездом на аэродром было взято последнее интервью.

— Верно ли, что вы пишете книгу?

— Это не совсем верно, — ответила она. — Я собираюсь ее писать. Это будет книга о девушках Таджикистана. Я хотела бы назвать ее «Наша гордость». Но вы представляете, сколько нужно поработать, чтобы создать настоящий сюжет для такой книги? Сейчас я не пишу, сейчас мы вместе с товарищами стараемся практически создать такой сюжет в жизни.

И она улетела в Голодную степь.

Проходя по коридорам ЦК, мимо ее кабинета, мы слышали, что телефон в ее кабинете звонил непрерывно...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены