Счастливая кисть

Юрий Дмитриев| опубликовано в номере №1106, июнь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кохтла-Ярве. Здесь с 22 по 27 апреля состоялся Всесоюзный конкурс молодых маляров, который проводил ЦК ВЛКСМ. Большую работу по организации конкурса проделали ЦК ЛКСМ Эстонии и Министерство строительства Эстонской ССР.

Выбор места соревнования не случаен. На протяжении нескольких последних лет в Эстонии с большим успехом проходили республиканские конкурсы по профессиям среди молодых отделочников. А эстонец Павел Пилле на Всесоюзных соревнованиях маляров 1972 года, состоявшихся в Новокузнецке, занял первое место.

Отстоять звание сильнейшего гораздо сложнее, чем завоевать. Понимая это, Павел готовился к предстоящему конкурсу с особой тщательностью и старанием. Ведь в Кохтла-Ярве съехались такие асы своего дела, как Василий Федин из Москвы, завоевавший на городском конкур — се 1972 года звание мастера «Золотые руки», ударник коммунистического труда Валентина Воронова из Хабаровска, кандидат в члены ЦК ЛКСМ Грузии Бичико Титвинидзе, депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся Валентина Примагина... Их было двадцать три. И каждый из них был полон сил и желания добиться почетного звания лауреата золотой кисти страны, завоевать специальный приз «Комсомолки» и... путевку на десятый Всемирный фестиваль молодежи и студентов в столице ГДР Берлине.

День первый

сенсаций не принес. Это был день проверки теоретических знаний. Всем участникам конкурса были вручены десять вопросов по технологии, организации и технике безопасности при производстве малярных работ. За правильный ответ строгое жюри присуждало десять баллов. Значит, в общей сложности каждый участник мог набрать сто.

Вопросы были сложны и требовали твердых знаний, профессиональной убежденности, а в некоторых случаях и творческого, эстетического подхода к делу. Сегодняшний молодой рабочий — это рабочий новой формации, его познания не измеряются только одной практикой — он крепко подкован и теоретически. Профессия маляра давно перестала быть ремесленнической. Лучшие ее образцы несут в себе элементы высокого художественного творчества. Загляните в солнечные и светлые залы наших школ, уютные кафе, праздничные павильоны выставок, просторные фойе современных кинотеатров и клубов, и вы сами убедитесь в этом.

Два часа стояла в конференц-зале Кохтла-Ярвенского стройтреста напряженная тишина. Обстановка напоминала студенческую. Не хватало лишь таблички с надписью: «Тише! Идут экзамены».

Первой ответила на все вопросы Валентина Воронова из Хабаровска, за ней — москвич Василий Федин, Ольга Четверикова из Фрунзе, Павел Пилле...

Члены жюри, которое возглавлял заместитель министра строительства Эстонской ССР К. Ханштейн, заняли свои места в президиуме.

Кто же стал лидером? Кто набрал наибольшее количество баллов? Это пока тайна.

День второй

начался с жеребьевки. Каждый участник должен был сам решить свою судьбу — вытащить номер комнаты, в которой ему предстояло работать.

156-квартирный дом на Нарвском шоссе. Флаги. Транспаранты. И зрители, в основном молодожены, и радость на их лицах. Еще бы! Дом, в котором им придется жить, будут отделывать лучшие маляры страны! Вот уж действительно повезло.

Итак, началась основная, практическая часть конкурса, в процессе которой всем участникам необходимо было произвести с полной подготовкой улучшенную клеевую окраску потолков, масляную окраску оконных блоков, деревянных подоконных досок, дверей и стен, причем технологию производства должны были определять сами соревнующиеся, исходя из личных навыков и опыта. Но... никакой механизации, работать — по решению жюри — только вручную. Объект и материалы для всех участников конкурса одинаковы. Время ограничено. Говоря языком строителей, 34 человеко-часа. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать за практическую часть конкурса, — 320.

...Павел Пилле работал в обычной своей манере — спокойно, не торопясь, сквозь зубы насвистывая полюбившуюся ему мелодию песни «За того парня». Но руки его жили как будто другой, самостоятельной, полной энергии и артистизма жизнью. Поражала скупость движений — ни одного лишнего жеста, как у хорошего дирижера. Иногда Павел слезал со стремянки, закуривал и, отойдя в угол, внимательным взглядом рассматривал сделанное. Лицо его при этом оставалось бесстрастным. И было непонятно, доволен он или нет.

К концу рабочего дня Павел заглянул к Федину. Много хорошего слышал он о работе москвича. И то, что ежемесячно выполняет план на 140 — 150 процентов, и то, что объект его рабочего места почти полностью механизирован, и то, что он, как один из лучших маляров столицы, ездил в командировку в Бухарест, где помогал коллегам из Румынии отделывать павильоны для выставки. Но то, что увидел Павел, поразило даже его: потолки у Василия были почти полностью готовы.

— Как же это ты ухитрился? — спросил озадаченный Павел. — Или шпаклевку только раз делал?

— А разве заметно? — прищурившись, вопросом на вопрос ответил Федин.

Павел проверил качество работы, но ответить на мучивший его вопрос так и не сумел.

— Считай, что два, — улыбнулся Федин, — а то мне десять баллов за нарушение калькуляции снимут. — Развел руками и пояснил: — Первую шпаклевку надо делать качественно. Расчет простой — ее можно и не зачищать, а если и придется, то только местами. А шпаклевка у вас, в Эстонии, — первый сорт, лучше нигде не встречал: мягкая, эластичная, нежная.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены