Саперным искусством владели еще наши древние предки. Первые очень отрывочные сведения о саперных работах русских войск обнаружены в летописях 1015 года. Правда, тогда еше не существовало ни военно-инженерного дела, ни специальных саперных войск. Однако уже в этих летописях можно найти краткие сведения о сооружениях первых оборонительных оград: земляных окопов, лесных завалов и т. д.
Вся Русь в эту эпоху (XI-XIV столетия) была раздроблена на довольно большое количество княжеств. Центром каждого княжества был город. Он в целях обороны и обносился валами, рвами и оградами. Наступающим армиям саперное искусство было необходимо для устройства переправ, дорог, мостов, а затем и для облегчения осады и штурма укреплений.
В дальнейшем оборонительные работы усложнялись. Укрепленные пункты окружались широким рвом и бревенчатым забором (тыном) с бойницами для бросания стрел. Такие укрепления носили название «острога».
Росло русское государство. Чтобы надежнее охранять государственные границы, вместо отдельных острогов начали создавать «сторожевые линия?» -непрерывные линии укреплений. На отдельных местах они состояли из земляного вала со рвом впереди, а в лесистой местности - из широких лесных засек. Для возведения таких, уже сравнительно сложных оборонительных сооружений понадобились специальные военные строители.
Основание саперным войскам в России, которые тогда назывались инженерными, положил Петр I. В 1701 году в Москве была открыта специальная военно-инженерная школа, а в 1712 году были созданы «минерная рота» и «понтонная команда».
Петр рассматривал саперов не только как организаторов мощной обороны, но и как действенную силу, подготавливающую успешное наступление и разгром врага. Саперы «зело потребны суть при атаке или обороне какова места,- записано в регламенте Петра I от, 1716 года.- И надлежит таких иметь, которые бы не только фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но чтоб мужественны были, понеже сей чин паче других страху подвержен есть».
За два с лишним столетия саперное искусство далеко шагнуло вперед. Во всех армиях мира, кроме саперных частей, созданы специальные инженерные войска. Их задачи разнообразны. Но несомненно одно: они должны обеспечить хорошую оборону.
А от хорошей, налаженной и своевременно проведенной работы саперов зависит не только успех обороны, но и дальнейшие наступательные действия войск. Стало непреложным законом: чем крепче стоят войска на рубежах, отбитых у противника тем сильнее они смогут бить по врагу, быстрее двигаться вперед. Опыт великой отечественной войны учит, что в наступательном бою одинаково вредно огульно бежать вперед или бесцельно топтаться на месте. Обрушивая на врага стремительные удары, нужно вышибать его с выгодных позиций, быстро закрепляться на них и отсюда снова бить по самому чувствительному месту неприятеля.
Я расскажу, как мы укрепили высоту 161,5, отбитую у немцев. Сначала окопались. А когда наступила темная южная ночь, стали укреплять высоту. Завтра немцы пойдут в атаку. Следовало подготовиться к тому, чтобы измотать силы врага еще на подступах к высоте и мощным контрударом отбросить его.
Схема наших оборонительных сооружений была несложной. Впереди окопов устанавливалась линия проволочных заграждений в 3 кола. За проволокой по всему фронту ладо было вырыть противотанковый ров, а на флангах и танкоопасных направлениях -
противотанковые эскарпы. Между противотанковыми рвами и окопами следовало подвесить на низких кольях проволочную сеть. Перед окопами фланговых подразделений ладо было установить минные поля.
Командир саперного подразделения внимательно рассмотрел схему.
В это время в землянку вошел младший сержант Тихонов и доложил, что колья для заграждений уже доставлены. Идет разгрузка машин.
- Ну вот и отлично!- ответил командир.- Колья есть, колючая проволока тоже есть, а главное, есть отличные бойцы и командиры. Значит, за ночь должно быть все сделано.
Привезенные березовые колья были различных размеров: одни - длиной почти 2 метра и толщиною 10 сантиметров, другие же - маленькие, длиною немного более 1/2 метра, но такие же толстые. С одного конца колья были зарублены. Они напоминала остро отточенные карандаши. Недалеко от кольев лежали укрытые брезентом мотки с колючей проволокой.
Вначале саперы забили колья. Это простая и несложная работа. Бойцы их вбивали одновременно по нескольку десятков, а затем оплетали проволокой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из рассказов английского подводника