Да, близорукая, статная, высокая, очень свежая, но склонная к полноте, семнадцатилетняя блондинка, София-Доротея являла собой идеальный, с точки зрения немцев, тип женщины. Едва прошло несколько недель после помолвки – заочной! – как она собственноручно написала Павлу письмо на русском языке, а близким подругам признавалась, что «любит великого князя до безумия».
Говорят, противоположности сходятся. Низкорослый, субтильный, нервно-желчный Павел был очарован этой спокойно-сентиментальной великаншей, каждый год исправно рожавшей детей.
Правда, принцесса София-Доротея, во святом крещении «благоверная Мария Федоровна», занималась не только вышеперечисленным. Она неустанно подогревала честолюбивые мечты супруга относительно престола. И для этого были более чем веские причины. Настрадавшаяся от вынужденной разлуки с сыном, Екатерина, тем не менее, повторила методы Елизаветы: отобрала у своей невестки и первенца Александра, и второго сына – Константина. Их воспитанием она занималась лично, рассчитывая на российский престол для первого и на константинопольский – для второго.
Но и великим свойственно ошибаться. Тем более что Мария Федоровна с излишней жестокостью подчеркивала безупречность своего поведения по сравнению с образом жизни свекрови. И без того уверенный в том, что мать, пусть и косвенно, но, безусловно, виновна в смерти отца, Павел выстроил сложную схему внутрисемейных отношений, где играл роль идеалиста-страдальца, а Екатерина – роль злобной и развратной фурии, прислушивающейся только к зову своего неукротимого темперамента.
С Орловым, Васильчиковым, Потемкиным Павел еще как-то ладил. Но когда блистательного князя Таврического сменила бесконечная череда любовников-однодневок, большинство из которых было моложе его самого, великий князь ожесточился. Молчаливое поощрение убийства законного супруга ради двух великих страстей – власти и любви – он еще мог понять. Но чисто мужское отношение к плотским радостям, откровенное пренебрежение общественным мнением – нет, нет, и еще раз нет!
Разлад Павла с Екатериной становился все более глубоким и, к сожалению, отражался на его отношениях с женой и детьми. Сыновья становились соперниками в борьбе за трон, жена – возможной предательницей. Павлу перевалило за сорок, и законная супруга в несчастливые минуты иронично называла его «вечным наследником».
Жестокая российская действительность оказалась сильнее врожденной немецкой сентиментальности. Впрочем, Мария Федоровна не чужда была и честолюбивым мечтам: похоронить свекровь, овдоветь – и царствовать, благо дети находились у нее в полном и безоговорочном подчинении.
Чашу терпения великих князей переполнила поездка Павла с супругой в Европу. Под именем «князей Северных» они посетили Австрию, Испанию, Францию. Европейские монархи принимали Павла Петровича с Марией Федоровной со всеми мыслимыми и немыслимыми почестями. Император австрийский Иосиф в честь высокого гостя низкого роста распорядился поставить трагедию бессмертного Шекспира «Гамлет» (на русской сцене, кстати сказать, почему-то запрещенного). Но знаменитый тогда в Вене актер Брокман отказался играть главную роль, произнеся при этом бессмертные слова:
– В театре будут два Гамлета – один на сцене, другой – в зале.
Возможно, именно тогда Павел окончательно поверил в то, что мать всегда желала ему только зла. И поторопился вернуться в Россию, где как бы заложниками оставались два маленьких сына, и где ему еще почти десять лет предстояло ждать смерти матери. Если бы она вела себя по-другому! Если бы добровольно отказалась от престола в пользу сына!
Но Семирамида Севера не собиралась делать ни того, ни другого. Она воспитывала внука Александра как своего наизаконнейшего наследника. Она – чистокровная немка! – считала себя более русской, чем ее сын. Шекспировский Гамлет хотя бы любил свою мать. Российский принц Гамлет мать ненавидел...
В ожидании «счастливой минуты» Павел продолжал метаться между совершенно противоположными влияниями, не зная, к чему бы приложить свою энергию и недюжинный ум. Впрочем, для энергии он применение нашел довольно быстро. Достойный сын своей матери, Павел не пропускал ни одной мало-мальски симпатичной юбки, и довольно скоро около дюжины фрейлин могли предъявить более чем убедительные доказательства благосклонности к ним цесаревича.
Мария Федоровна благоразумно закрывала глаза на «шалости» мужа, Екатерина – тем более. А сам Павел в сорок лет выглядел совершенным стариком: лысая голова, изрезанное морщинами лицо, дрожащие руки... Даже друзья отмечали, что «неожиданно, в минуты крайних решений, он становится сумрачен, буен и странен до сумасбродства».
Немудрено, что придворные со страхом ждали неизбежной смены поколений на престоле.
Сущность характера мимолетного российского императора заключалась в том, что... характера у него не было вовсе. Было сумасбродство, природная доброта, благоприобретенная подозрительность и расстроенные нервы. В результате, после скоропостижной кончины Екатерины российский престол занял истеричный и неуправляемый человек, который насилием старался заменить силу.
Сын неизвестного отца и знаменитой матери, почти полвека жаждавший взойти на престол, он за четыре года своего царствования сумел вызвать у народа такую ненависть, какую не вызывали у своих подданных даже античные тираны. Император Павел I, больше чем кто-либо из его предшественников и последователей стремившийся вызывать к себе любовь близких и обожание подданных, достиг прямо противоположного результата.
Верноподданные очень скоро почувствовали, что новый император – кара, ниспосланная за тяжкие грехи. Павел не щадил никого – ни прославленных полководцев, ни убеленных сединами дипломатов, ни женщин, ни младенцев. «Потемкинский дух вышибу!» – эту фразу можно было бы сделать эпиграфом ко всему недолгому царствованию правнука Петра Великого, хотя к этому времени князь Таврический давным-давно отошел в небытие, а последний фаворит Екатерины – Платон Зубов – сделал все возможное, что-бы уничтожить память о тайном супруге российской императрицы. Но Павлу и этого казалось мало.
Даже великолепный Зимний Дворец стал ему подозрителен – и в рекордно короткие сроки был выстроен Михайловский замок, крепость среди города, куда, по мнению Павла, никто не мог проникнуть незамеченным. Мания преследования, мания величия... Обладавшая поистине ангельским терпением Мария Федоровна заметно отдалилась от своего августейшего супруга и, по свидетельству современников, ожидала для себя, в лучшем случае, ссылки, а в худшем – насильственного пострижения в монахини. Сыновьям же Павел не доверял вообще, так как был достаточно осведомлен о планах покойной матушки передать престол одному из них в обход единственного законного наследника.
В общем-то, почти достоверно известно, что великий князь Александр, если и не дал впрямую своего согласия на устранение августейшего родителя, то и не сказал решительное «нет». Впрочем, заговор, в котором принимали участие не более полусотни «особо доверенных лиц», молниеносно оказался известным чуть ли не всему Санкт-Петербургу.
Почему подозрительный и мстительный Павел не прореагировал на бесспорно достоверную информацию – неизвестно. Но в ночь с 11 на 12 марта правнук Петра Великого был задушен в собственной спальне собственным же шарфом, а для верности ему еще проломили висок табакеркой. Возможно, порядок осуществления преступления был иной, но сути дела это не меняет.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рашид Нугманов выпускает продолжение культового кино. В главной роли – Виктор Цой
за вклад в дело защиты детства
Какие народности населяют нашу страну
Как почтовые знаки сохраняют историю
Почему в России так любят главный ирландский праздник