Семьдесят пять лет назад во дворе дома, раскинувшего свои многоэтажные корпуса между двумя улицами в центре Москвы - Петровкой и Неглинкой, - появился первый ледяной каток Он был двухэтажный: в верхнем ярусе лёд покрывал теннисные корты, внизу замерзал мелкий пруд окружностью в 200 метров. Здесь спустя двадцать лет - 19 февраля 1889 года - состоялся первый розыгрыш «Первенства России в скоростном беге на коньках».
В соревновании участвовали 8 конькобежцев: 6 москвичей и 2 петербуржца. Победителем чемпионата вышел петербуржец Паншин. Трёхвёрстную дистанцию он пробежал за 7 минут 21,75 секунды.
Той же зимой Паншин был приглашён в Амстердам. В столице Голландии русский скороход встретился с американцем Доногю, прослывшим у себя на родине непобедимым конькобежцем. Матч чемпионов двух полушарий на звание лучшего конькобежца мира окончился победой петербуржца. Паншин выиграл две дистанции - и 0,5 и 1 милю, Доногю показал лучший результат на 2 мили.
Много блистательных побед одержали с тех пор на ледяной дорожке русские конькобежцы.
... В 1904 году чемпионом России по конькам стал москвич Николай Седов. Это был мастер мирового класса. Седов отличался необыкновенной выносливостью. Приобретал он её весьма своеобразным способом. Он приходил на каток в отцовской меховой шубе и, не снимая её, пробегал сто кругов... Такие тренировки продолжались систематически. Золотую медаль чемпиона Н. Седов получил в 18 - летнем возрасте. А через два года московский спортсмен заставил заговорить о себе весь конькобежный мир.
Седов в первый раз принял участие во всемирном первенстве, происходившем в Финляндки. Каток в Гельсингфорсе находился на взморье, где всегда дул сильный ветер. В дни соревнований поднялся снежный буран. Бег на большие дистанции в пургу требовал огромного физического напряжения. Седову после его московских тренировок метель была нипочём. Он выиграл обе стайерские дистанции, а в беге на, 10 тысяч метров - конькобежном марафоне - занял первое место с неслыханным преимуществом, на 58 секунд опередив финна Стреместена. На этом чемпионате Седов набрал лучшую сумму очков и был награждён почётным кубком мира.
Седов выигрывал первенство страны четыре года подряд и покинул ледяную дорожку непобеждённым. Струнников, две зимы получавший жестокие уроки от соперника, не знавшего жалости в спортивной борьбе, пошёл дальше своего предшественника.
В эти годы в Москве у Седова появился достойный конкурент. Это был Николай Струнников. Молодые спортсмены упорно соперничали между собой, тренировались на разных катках, тщательно скрывая друг от друга свою спортивную «форму». Седов рано утрат посещал каток на Патриарших прудах, резиденцией Струнникова были Чистые пруды. Каждая встреча, «великих скороходов» вызывала необычайный интерес у зрителей. В 80 розыгрышах мирового и европейского первенства лишь восьми конькобежцам удалось в течение одной зимы выиграть оба турнира, стать, так сказать, абсолютными чемпионами сезона. Трое из них: норвежец Матисен, финн Тунберг и Струнников - сумели завоевать двойное первенство дважды. Но только один конькобежец выиграл этот «дубль» подряд два сезона: это Николай Струнников.
Одно из сверкающих выступлений Струнникова заграницей было в 1911 году в Норвегии. 17 лет никто не мог даже приблизиться к феноменальному результату голландского конькобежца Эдема, показавшего в беге на 5 тысяч метров время 8 минут 37,6 секунды.
Струнников, приехавший в Норвегию для участия в международных соревнованиях, ради тренировки выступил на норвежском первенстве. Бежал он свою любимую дистанцию - 5 тысяч метров. Результатом этой «прогулки по льду» был новый мировой рекорд - 8 минут 37,2 секунды! Изумлённые мастерством русского скорохода, норвежцы прозвали Струнникова «славянским чудом».
Струнников выступил в пяти международных первенствах и во всех этих турнирах сильнейших конькобежцев мира неизменно выходил победителем. К сожалению, свою блестящую спортивную карьеру замечательный скороход закончил досадно рано.
После «знаменитых Николаев» наступила чемпионская пора третьего поколения русских конькобежцев.
В зиму 1911 года звание чемпиона России получил мой старший брат, Василий Ипполитов. Я был лучшим бегуном катка «Слава», чемпионом Кокоревского катка и первым конькобежцем катка Зоологического сада. Но к участию в розыгрыше первенства страны меня не допустили: я считался «диким», так как бегал на катках частных владельцев. Следующей зимой я всё же принял участие в розыгрыше и в острой борьбе с Н. Найдёновым выиграл кубок первенства страны. В 1913 году европейское первенство разыгрывалось в Петербурге. Среди участников турнира был четырёхкратный чемпион игра, «король конькобежцев» норвежец Матисен. Московские мастера нанесли ему жестокое поражение. Золотую медаль чемпиона Европы взял Василий Ипполитов.
В этом соревновании исключительно интересным был бег Матисена с моим братом на 1500 метров. Норвежский чемпион не знал поражений в миттельштрекерском беге (беге на средние дистанции), и мировой рекорд принадлежал ему. Несмотря на то, что Василий Ипполитов получил худшую дорожку, он опередил норвежца и закончил дистанцию с рекордным временем - 2 минуты 25,4 секунды. Этот рекорд 16 зим оставался непревзойдённым.
В 1913 году Василия Ипполитова призвали и армию. Когда зимой московские катки открыли сезон, чемпион Европы в это время знакомился с устройством гаубицы в артиллерийском дивизионе. Но судьбе всё же было угодно, чтобы он ещё раз повстречался на ледяной дорожке с Матисеном.
На имя военного министра генерала Сухомлинова пришло из Норвегии письмо с необычной просьбой: конькобежный клуб Христиании (ныне Осло) просил отпустить, рядового Василия Ипполитова заграницу для участия в международных соревнованиях по конькам. Просьба возымела действие, и молодому солдату выдали заграничный паспорт - случай, вероятно, единственный в царской армии.
Усатый фельдфебель, передавая стриженому чемпиону необыкновенную увольнительную записку, приказал канониру не срамить честь русского солдата заграницей и возвращаться в свою воинскую часть не иначе, как с медалью победителя. Русский артиллерист не подкачал и во второй раз выиграл дистанцию в 10 тысяч метров у лучших стайеров мира - норвежца Матисена, австрийца Борера и финна Викстрема...
Зимой 1915 года засияла звезда Якова Мельникова. Свой первый титул чемпиона он выиграл на чужих коньках. Одолжил «бегаши» у товарища, в недельку попривык к ним и обыграл чемпиона, отняв у него звание первого конькобежца России. Как это произошло, автор этих строк помнит очень хорошо, ибо побежденным чемпионом был он сам...
В первый же день чемпионата Мельников выиграл две дистанции, предрешив, таким образом, свою победу. Тем не менее в беге на 1500 метров между нами разыгралась упорная и жестокая борьба. Но как мы ни старались опередить друг друга хотя бы на несколько сантиметров, синюю полоску на льду наши коньки пересекли миг в миг. Однако оба мы не пожалели о ничейном результате: судьи объявили новый московский рекорд - 2 мин, 27,2 сек. Четверть века не меркла слава Мельникова, этого самого удивительного из чемпионов. Он одержал 11 абсолютных побед на первенствах СССР по конькам. В длинном списке противников Я. Мельникова, над которыми он одержал дистанционные и полные победы в классических конькобежных многоборьях, выдающиеся цари ледяной дорожки: 6 чемпионов мира, 3 победителя европейского первенства и 14 соотечественников, носивших звание чемпиона страны.
Семь последних чемпионатов на первенство СССР характерны поединками московского чемпиона Ивана Аниканова с горьковчанином Евгением Летчфордом. Эти два различных по технике и стилю мастера улучшили конькобежные рекорды СССР на всех дистанциях.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.