Рожденные октябрем

Г Лелевич| опубликовано в номере №17, ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поэты и писатели Комсомолии

Мы в Комсомолии живем, стране великой и богатой.

ДА, ВЕЛИКА и обильна Комсомолия, много стойких бойцов подарила она РКП, рабочему классу, Советской власти. И в ряду этих бойцов не последнее место занимают бойцы литературного фронта, - комсомольские поэты и беллетристы.

В комсомольских клубах, в редакциях стенных газет, в партшколах и казармах во всех концах СССР зреют и растут художественные творческие силы Комсомола. Многие сотни и тысячи комсомольцев могут применить к себе слова Фета:

... Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет...

Еще бы не зреть. Ведь молодость всегда отличается «половодьем чувств», особенно же молодость, борющаяся. А поэзия - не что иное, как обобществление, систематизация чувств (Бухарин).

Когда же эти юные строители и борцы, в груди которых «зреют песни», начинают узнавать, «что они будут петь», когда они начинают овладевать своими творческими порывами, - они становятся пролетарскими поэтами, пролетарскими писателями Комсомола.

Величайшей ошибкой было бы противопоставление комсомольской и пролетарской литературы. Комсомольские писатели, это - нераздельная часть пролетарской литературы, один из ее отрядов, - и важнейших отрядов. В развернувшейся острой борьбе на литературном фронте большинство комсомольских писателей было в рядах авангарда пролетарской литературы, а многие из них, кроме того, выступили, как зачинатели этой борьбы.

Поразительная быстрота творческого роста литературных сил РЛКСМ. На наших глазах незаметные провинциальные парни в течение каких - нибудь месяцев вырастают в значительных поэтов, приобретают заслуженную известность, занимают не последнее место в рядах современной литературы. Кто знал два года назад Светлова, Ясного, Голодного? Ограниченный круг украинских комсомольцев. А кто знает их теперь? Каждый, интересующийся литературой. Кто знал полгода тому назад архангельского комсомольца Молчанова? Только архангельские же комсомольцы. Теперь его знает вся литературная Москва, а скоро, без сомнения, будут знать все интересующиеся литературой. Таких примеров можно приводить десятки.

Целый ряд комсомольских художников снова уже перерос рамки юношеской поэзии и по мотивам своего творчества, и по широте захвата аудитории. Ряд комсомольских поэтов давно перерос из рядов поэтической смены в ряды основного кадра обще - пролетарской поэзии. Безыменский - первый пример такого «прорастания». Но каждый художник, выросший из Комсомола, может сказать о себе:

«Я буду сед, но комсомольцем

Останусь, юный, навсегда».

Постоянная приподнятость задорного Жарова, печальная улыбка задумчивого Светлова, любопытный взгляд насмешливого Рахилло, певучая задушевность ржаного Доронина, сосредоточенное мастерство Малахова, несколько надломленная бесшабашность Ясного, порывистые искания Колосова, - как различны, как непохожи друг на друга все эти черты поэтической «Молодой Гвардии». И в это же время много общего объединяет творчество всех этих художников. И это общее - самое главное.

Эпично - объективен ли, лирично - субъективен ли комсомольский поэт, - в своих личных переживаниях, он, как истый Октябревич, всегда преломляет нашу великую борьбу, всемирно - историческое столкновение общественных сил. Общее, силу и дух революции комсомольский поэт воплощает не в отвлеченные символы, не в звонкие вскрикивания, а в живые картины, в куски действительности, «умея за каждой мелочью революцию мировую найти». Поиски формы, овладение мастерством не заслоняют для поэта - комсомольца основной задачи: воздействия на читателя в сторону коммунизма.

Сложен и труден литературный путь. Легко на нем оступиться и свалиться в пропасть или болото.

«Чтоб одного возвеличить, судьба

Тысячи слабых уносит».

Встречаются такие слабые и в рядах комсомольских писателей. Но основные отряды комсомольской литературы сплоченными рядами подвигаются вперед.

Не даром:

«Мы в Комсомолии живем,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хроника великих дней

Как развивались октябрьские события