Романтика созидания

Алексей Сурков| опубликовано в номере №836, март 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этих «стишатах» ни грамма поэзии, потому что поэзия не терпит обывательской пошлости. Но автор откровенно и прямо декларирует куцую, бескрылую программу для той части молодежи, которая, не желая или не умея понять героическую, полную высокого творческого напряжения романтику нашего созидательного времени, скатывается в болото «существовательства», лишая себя радости деятельного, полнокровного участия в победоносных усилиях своих сверстников, предпочитающих беспокойные будни творцов истории мелкотравчатым «радостям» мещан-существователей.

Стишки, которые я процитировал, – это рукомесло безымянного кустарно-самодеятельного производства. Но у нас, к сожалению, есть не самодеятельные, а ответственно подписывающие в конце своего произведения имя и фамилию литераторы, которые в погоне за быстрой и дешевой популярностью у завсегдатаев шумных, всегда припахивающих литературным скандалом аудиторий поэтических вечеров, напевают без голоса на магнитофонную ленту не очень искусные подделки под блатные песенки, пишут и читают «лирические» стихи, рассчитанные на неустоявшийся вкус жаждущего «острых ощущений» существователя. Они демонстративно противопоставляют хрипловатые, захлебывающиеся охи и вздохи своей «интимной» музы всему, что обращено к большим чувствам и большим темам нашего непростого и полного драматического содержания времени, подлаживаясь под настроения тех, кто «жизнь, как резиновый мячик», поддают, поддают, поддают.

Конечно, и эта сомнительная поэзия и ее потребители и почитатели не больше, чем задворки жизни. XXII съезд партии поставил строгую по срокам задачу: в течение двадцати лет построить основы коммунистического общества. Чтобы этого достигнуть, надо будет убрать не только строительный мусор на площадках великого коммунистического строительства, но и обеззаразить, дезинфицировать задворки жизни, чтобы они тленом обывательского, мещанского гниения не заражали чистый воздух молодого коммунистического общества.

А для этого надо для части молодежи, на первых шагах сознательной трудовой и общественной жизни растерявшейся перед ее сложностями и трудностями, создать обстановку, при которой поддержка коллектива помешала бы соскользнуть в трясину существовательства.

Мы обязаны помочь этим юношам научиться прямо глядеть в глаза жизни, научить их видеть в труде не только «вкалывание от полвосьмого до полпятого», а великий, приподнимающий любую человеческую личность, полный романтики и вдохновения процесс созидания нового, невиданного общества.

Юноша и девушка, вступающие сегодня в жизнь, должны знать, что романтика существует не вне их, а в их сердцах, в их молодом крылатом воображении, в их отношении к делу.

Они должны знать, что романтика не только и не столько спутник военного времени, будь то гражданская или Великая Отечественная война. И на войне была романтика крылатых подвигов Зои Космодемьянской и Александра Матросова и мелкая, подлая трусость существователей, норовивших всеми средствами и способами унести из-под огня свои мелкие душонки, не брезгуя во имя этого даже предательством своих друзей и своей Родины.

Именно такие претенденты на «романтику», носители серого червя скуки, рассуждали в те дни:

– Ну, а какая польза Зое Космодемьянской от того, что она так мужественно вела себя перед лицом смерти! Ведь ее убили, а мертвому все равно, что о нем подумают, поставят на его могиле памятник или нет...

Против таких «философов» воинствующего мещанства всю жизнь воевал Максим Горький. Их жалил своими беспощадными стихами Владимир Маяковский. Против них написана замечательная книга Николая Островского «Как закалялась сталь», которую мы вправе называть моральным кодексом строителя коммунизма.

Люди, не замечающие того, как под умными, хозяйскими руками народа преображается земля, люди, которые, не найдя с молодости своего настоящего места жизни, впадают в скуку существования, должны помнить слова Николая Островского, обращенные к сердцу каждого современника:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире –борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить, ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».

Вот слова, содержание которых вдохновляло не только сердце искалеченного войной и лишениями трудных лет восстановления Николая Островского, но и мужественные сердца миллионов читателей его книги, беззаветно, не спрашивая, «а что мне это даст», сражавшихся на полях Великой Отечественной войны и в партизанских тылах врага.

И разве не с этими словами, звучащими как гимн во славу мужества и всепобеждающей жизни, перекликаются слова телеграммы молодых горьковских автозаводцев Центральному Комитету ВЛКСМ:

«Для нас нет выше цели, чем отдать все свои силы и знания делу строительства коммунизма. Мы готовы двинуться в поход за освоение богатств в глухую тайгу и горы, в жаркие пустыни и на далекий Север. Нас не страшат трудности. Мы с честью оправдаем доверие родной партии».

Вот голос настоящих романтиков, людей, которым претит жизнь ло обывательскому принципу: «Не жнет, не сеет, а в житницу свою собирает»! Вот голос подлинных творцов истории, которые не противопоставляют свое маленькое «личное» – великому общему, которые черпают свою личную радость и личное счастье в радости и счастье слитного, коллективного труда народа!

Это из их среды поднялись с насиженных мест и уехали в незнакомые края на веками не тронутую целину, сотни тысяч молодых энтузиастов! И разве не окрыляет их сердца, в оплату за все перенесенные ими трудности и неудобства, радостное сознание того, что в великом сдвиге сельского хозяйства в нашей стране есть крупная толика их труда, усилий, их гражданского мужества и героизма!!

Это из их среды за пять лет были направлены Ленинским комсомолом на ударные стройки Востока, Севера, Казахстана миллион двести тридцать тысяч молодых добровольцев!

И разве не наполняются гордостью их сердца, когда они видят, как под их руками вырастают по всей стране новые домны, мартены, закладываются новые шахты, поднимаются новые буровые вышки, ложатся тысячи километров электрифицированных участков железнодорожных путей, прокладываются сквозь непроходимые тайгу и горы новые магистрали!

Нет романтики горячее и крылатее романтики освоения от века не тронутых природных богатств! Нет подвига выше трудового подвига людей, чувствующих, как сквозь их сегодняшние свершения проступает облик будущего дня родной страны и трудового человечества!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мартовский снег

Мне очень хочется понять, что такое март