Роль личности в истории села Сахновка

Генриетта Репинская| опубликовано в номере №1429, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Музей — одна из ранних по времени строек Сахновки. Еще одна мечта Захаренко воплотилась здесь: научить понимать красоту повседневности. Чем-то интересным помянута в музее каждая семья Сахновки. А одним из самых трогающих стал зал, где собраны рушники в память о не вернувшихся с войны.

История зала такова. В день открытия в селе памятника воинской славы поразил всех поступок бабы Мотри: она принесла из дому и повесила на ограду памятника рушник, который вышивала, ожидая трех сыновей, с войны не вернувшихся.

— Люди ахнули, заплакали и бросились по домам, — вспоминает Захаренко. — У кого был рушник, вынули из сундука. У кого не было — побежали в магазин. Вся ограда была рушниками увешана: и редкой красоты, и совсем простыми. Мы все их потом взяли в музей — такая необыкновенная память...

Сегодня, когда устраивается в Сахновке свадьба, молодые обязательно приходят в музей. Юный экскурсовод проводит их по залам. А потом выходят они на школьный двор, идут, сопровождаемые всеми жителями, по селу — к своей новой совместной жизни. Наверное, поэтому разводы здесь редкость.

А рядом с музеем, между прочим, находится тоже собственноручно построенная обсерватория, в которую когда-то не верилось. И планетарий есть. Гаснет свет, на куполе высыпают звезды, и дежурный двенадцатилетний астроном читает лекцию о галактических окрестностях села Сахновки: «До Альфа Центавра отсюда 3 световых года, 2 месяца и 12 дней».

Свою программу производственного обучения Сахновка начала осуществлять задолго до того, как было принято решение о реформе школы. Собственно, она и была в числе тех учебных заведений, чей опыт подкреплял основные направления реформы

«Не игра в труд, а воспитание в труде» — вот кредо Захаренко. В хорошо оборудованных мастерских маленькие работнички в спецодежде деловито вытачивают гайки, делают фланцы для сельскохозяйственных машин, шнуры к электроприборам. Школа обучает также профессии водителя, тракториста, швеи-мотористки, оператора машинного доения. Вся продукция производится по договору с предприятием. Заработанное, по общему решению, делится так: большая часть на школьные нужды, остальное — на карманные расходы.

А теперь признаем честно: то, что есть в Сахновке, имеют пока далеко не все школы. И не все готовы иметь. Сюда приезжают за опытом. Смотрят жадными глазами, удивляются, а потом, переполненные увиденным, садятся в автобусы и с оттенком обиды говорят: «Конечно, если иметь такие деньги, все можно сделать».

Но дело-то в том, что никаких таких денег Сахновка не имеет. Ничего сверх обычного бюджета, но очень много сверх обычных усилий. Здесь каждый не только уверенно произносит: «Государство все обеспечит!», — но и задается вопросом: «Что я могу сделать, чем помочь?» Захаренко привык задавать себе такой вопрос. «Мы ж не слепые, — объяснила одна бабка. — Встанешь утром корову выгнать, глядь, Антоныч с топором на стройке. Солнце провожаешь, а он кирпичи кладет. Для чего это ему после работы снова ломаться? Для детей старается. Как же мы могли остаться в стороне?»

Сначала он поднял их — взрослых и детей — на воскресники. На строительство музея выходили, например, 52 раза, работали в общей сложности больше тысячи человек. Никто не удивлялся, когда депутат сельсовета Александр Захаренко просил отпустить его с заседания, потому что его смена заступала на бетонирование. Закончив дела, и сельсовет в полном составе являлся помочь. Это полагали естественным, так же как сейчас считают закономерным, что поднявший народ на такое дело Захаренко представительствует теперь уже не в сельском, а в Верховном Совете СССР, что высочайшей чести быть избранным в члены президиума XXVII съезда КПСС удостоен и он, директор школы из Сахновки.

Особенно много значила стройка для детей. Захаренко стремится утвердить принцип: учение и труд могут быть не менее увлекательными, чем игра, а удовлетворение, которое они приносят, высоко и ни с чем не сравнимо. В Сахновской школе об ученике судят не только по отметкам. Есть второй табель, в котором оцениваются старательность, прилежание (пресловутое жалобное «Я учил!» часто ведь бывает правдой, но что делать, если предмет не дается!). Учитываются общественная активность, трудовые усилия, отношение к товарищам, родителям, старшим.

Оценку дают: сам ученик, одноклассники, родители, мастера, звеньевые и бригадиры «производства» и, конечно, учителя. Опыт показал, что наиболее объективно мнение класса, самого аттестуемого заносит иногда, его родителей — очень часто! Оценки суммируются: тот, кто получает «пять», удостаивается грамоты независимо от учебных успехов.

Когда очередная стройка закончилась, дети загрустили. «Раньше я в школу бежала, а теперь хожу», — призналась в сочинении одна девочка.

Однако вокруг Захаренко долго не ходят с опущенной головой. Задумали новое дело — строительство тепличного комплекса; не просто цветок в вазу и свежий огурец зимой к обеду — полрайона сможет обеспечить Сахновка. Школьники будут приходить в теплицы на несколько часов, а постоянными работниками будут взрослые. В данном случае депутат Захаренко собирается, кроме чисто педагогических, решить и экономические задачи — дать работу свободным в межсезонье крестьянским рукам...

 

Двадцать шесть лет жизни в Сахновке, из которых впустую не потрачено ни дня. Но оделяя удачами и сбывшимися мечтами, жизнь берет за это и плату.

Мы встретились с Захаренко в день, когда он поднялся после сердечного приступа. Щадя его, попросили кого-нибудь в провожатые по школе. Завуч Вадим Александрович Мельников был отличным гидом, а потом все же появился Захаренко, отбил нас, усадил в машину, и мы поехали куда-то, подстегиваемые его загадочным: «А вот еще что я вам покажу!»

Остановились у подножия холма — горы по здешним равнинным местам. Он первый начал подъем, объясняя попутно, что мы взбираемся на знаменитую Девичью гору, где в середине прошлого века была найдена одна из жемчужин древнего искусства — золотая диадема, получившая название Сахновской.

Остановились на вершине, и Захаренко произнес: «Вот здесь проходила в X веке юго-восточная граница Киевской Руси», — и сразу будто пропали комбайны на поле, новенькие домики с телеантеннами над речкой. За спиной была Русь, а на горизонте пылал огонь на сторожевой башне, предупреждая о нашествии кочевников. Нам открылся рубеж истории и еще одна грань в характере Захаренко: если можешь чем-то одарить людей, никогда не упускай такой возможности.

...Начинается урок в девятом классе: Александр Антонович вызывает к доске ученика, предлагает задачу. Поднимает с места ученицу, просит аргументированно оценить ответ. Кивает удовлетворенный: «Я тоже считаю, что ответ на «четверку». Отвечающему же говорит: «Но поставлю ее все-таки с минусом. Знаешь, за что?» Ученик подтверждает, что знает. Класс заинтересован. Теперь или будут слушать внимательнее, или зададут товарищу вопрос на перемене. Оба варианта Захаренко устраивают.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начни с себя!

Открытое письмо секретарю обкома комсомола

Анонимка

Давать отпор клевете, защищать свое доброе имя. Честь и достоинство — неотъемлемое право каждого. Всегда ли молодой человек умеет пользоваться им?