Манана Менабде следует своему принципу. Ноги не стоят на месте, когда она темпераментно исполняет лихую шуточную песню «Продавщица» на испанском языке с традиционными веселыми выкриками. Песня эта не входит в постоянный репертуар, ее скорее можно отнести к эксперименту, тем не менее, когда ее слышишь, не устаешь восхищаться вокальными возможностями певицы. Что же для Менабде важнее в песне, драматическое начало или исполнительское, голос? Она очень высоко ценит таких абсолютно разных артистов, как Пиаф, Брель, Брассенс, наша Пугачева...
– Я не знаю, – отвечает Манана, – можно ли взять какой-то век и сказать, что голос там имел преимущество, а сейчас другой век, и он его не имеет. Думаю, что не может быть такого разъединения. Иногда бывает, что у человека есть вокальные данные, и он не умеет петь, иногда – наоборот. Самый лучший пример – Луи Армстронг, у которого, если объективно подойти, не голос, а хрип какой-то, но как он поет, какой юмор, какая глубина! Но, конечно, вокальная база должна быть; ведь настоящий профессионализм прежде всего достигается работой. Я, например, хочу вскоре в Тбилиси обратиться к педагогу консерватории, чтобы именно позаниматься «голосом».
В устах Менабде такое заявление о «повышении квалификации» звучит довольно неожиданно, ведь за ее плечами не только «школа» Ишхнели, годы сольных концертов, но и в начале пути выступления в составе ансамбля «Рэро». Однако «если талант беспокоит – ты работаешь», – говорит певица.
– Манана, как профессионал полностью ли вы принимаете современное состояние эстрадной песни?
– Нет, я считаю, что в ней маловато духовности и доброты.
– Хорошо, но ведь на первый взгляд многие юноши и девушки довольствуются ритмической стороной, а о чем поют, им не так уж вроде бы и важно?
– Дело не в ритме. Человек хочет выплеснуться и ищет для этого форму, но не все видят, что она может быть разной, и они дрыгают ногами, пытаясь в этом найти себя.
– А ваше отношение к молодежной аудитории? Ведь вы в основном для нее поете. Не означает ли это, что вам для молодых легче петь?
– Нет, с молодежью, может быть, даже труднее найти контакт. Это аудитория очень требовательная, более информированная. Человек искусства тем более не имеет права потерять с ней взаимопонимание, иначе в своем деле ничего не добьется.
– А что вы ощущаете, стоя перед такой аудиторией?
– Человек на сцене очень виден, я прежде всего сознаю свою огромную ответственность. Ведь идешь с ними в ногу и одновременно воспитываешь, развиваешь вкус. Но тут – как с маленьким саженцем; надо действовать крайне осторожно, можно и сломать. Главное – быть добрым в своем искусстве, тогда оно будет понятно всем.
– Безусловно, потому что добро общечеловечно. Помните, вы исполняли на грузинском языке «Гимн любви» Инолы Гугулия и вначале не объявили названия? Все, кто слушал, не зная ни слова по-грузински, поняли, о чем песня.
– Я считаю, что корнями надо очень крепко стоять на своей национальной почве, но при этом суметь стать частью древа интернационального искусства. Тогда твое искусство по-настоящему высоко. Я очень интересуюсь истоками грузинской песенности, откуда у нас такое природное четырехголосие, много пишу о музыке (для себя пока что). Почему полифония именно тут? Конечно, есть традиции. Но я считаю, что и географические данные имеют большое значение. В Грузии природа многообразна, щедра, а все логически с природой связано, человек – ее часть, значит, и в себе он эту многообразность выявляет. Отсюда, думается, и многоголосие.
Манана Менабде – натура в своем роде тоже полифоническая: в последнее время еще одним серьезным увлечением стало кино. Она впервые снимается, играет в новой картине известного режиссера Ланы Гогоберидзе.
– Что за роль у вас в этом фильме?
– Скоморох. Это своего рода символ. Со мной вместе играют молодые профессиональные актеры Амиран Амиранашвили и Рамаз Иоселиани и моя родная сестра. Основные линии будем вести мы, мы путешествуем на ослике, запряженном в маленькую тележку, из одного города в другой и становимся связующим звеном между происходящими событиями, как бы предсказателями счастья и несчастья. Это как раз является решением фильма. Я, естественно, там пою и пишу музыку, песни для интермедий, а автор основной музыки – композитор Гия Канчели. Я считаю, что это очень интересный метод работы.
...И опять Манана Менабде в поиске, думает снять фильм уже как режиссер. Есть из чего выбирать, однако первую работу мечтает посвятить сестрам Ишхнели – своим истокам. Уже готов сценарий, он написан совместно с молодым филологом Тамарой Эбралидзе, дело только за временем, но я уверена, что эта работа будет создана с таким же вкусом и мастерством, как песни, рисунки Мананы, и станет еще одним талантливым проявлением яркой индивидуальности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Политический детектив