Рембрандт

Ник Кружков| опубликовано в номере №700, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 350-летию со дня рождения

Какая маленькая страна Нидерланды, и как много дала она человечеству! Диву даешься, сколько энергии накоплено было в этом народе, населявшем болота низовьев Рейна! Суровые солдаты герцога Альбы - лучшие солдаты того времени - были вдребезги разгромлены восставшими нидерландцами, этими ничтожными, с точки зрения испанских завоевателей, ремесленниками, рыбаками, лавочниками. Освободившись от испанского ига, мужественный народ стремительно вышел на большую дорогу жизни; флаг Нидерландов победоносно взвился на ближних и дальних морских путях; расцвели торговля, ремесла. Не случайно Петр I поехал учиться навигации и кораблестроению именно в Нидерланды. В маленьком Саардаме до сих пор бережно хранят реликвии удивительного царя «московитов», который был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

Энергия народа Нидерландов проявилась не только в мореходстве и торговле, в накоплении материальных благ: сила нации ярче всего сказалась в блистательном расцвете искусства. Солнечное, глубоко человечное, оно удивило и восхитило мир, оставив потомкам на многие века светлый источник благородного наслаждения.

Более трехсот лет назад жил и создавал свои чудесные творения великий Рембрандт - художник, которому нет равных в мире. Мы, люди XX века, смотрим картины Рембрандта, испытывая истинный восторг, волнуясь и удивляясь, наполненные высокими мыслями и чувствами, будимыми его солнечным гением. В чем же сила этого волшебства? В изумительном раскрытии внутреннего мира человека и притом такими средствами (своеобразно - рембрандтовскими!), какими не располагал ни один художник до него и после него.

Сын мельника, Рембрандт с самых ранних лет чувствовал непреодолимое стремление. рисовать. Тусклый мир мелкого бюргерства, среди которого рос молодой художник, не понимал и не мог понять этого стремления. Его учителя Яков ван Сваненбург и Питер Ластман были старательные мастера и честные педагоги, но и они вряд ли сознавали, с кем имеют дело. Рембрандт орлом взвился над всем привычным и традиционным. Двадцатитрехлетним юношей он создал картину «Иеремия, оплакивающий Иерусалим», в которой смело и ярко изобразил сложнейшие человеческие переживания - каждая деталь здесь служит общему замыслу. Этой картиной было громогласно провозглашено на весь мир: в жизнь бурно ворвался гений.

Жизнь прекрасна и удивительна во всех ее проявлениях! Не уходить от жизни, не лакировать действительность, не искажать ее мнимой красивостью, а принимать такой, какая она есть, - таков был девиз Рембрандта, которому он неизменно следовал...

Рембрандтовская «Даная» написана отнюдь не по канонам признанной античной красоты. Это обыкновенная - но какая чудесная в своей обыкновенности! - женщина. В ее глазах, во всем движении как бы вылепленного из солнечного света тела столько страсти и нежности, что она встает перед нами неким символом всепобеждающей и всесильной любви.

Сколько художников и до Рембрандта и после него брались за тему известной библейской притчи «Возвращение блудного сына»! Но только Рембрандт мог сделать из этой темы глубокую жизненную драму, запечатленную в картине с неистовой силой. Вы почти не видите лица сына, вы видите только его спину, его рубища, но вы, кажется, слышите рыдания юноши, возвратившегося после долгих и тягостных скитаний в отчий дом. Вы видите склонившегося над сыном отца, вся фигура которого дышит глубоким чувством: здесь и скорбь, и жалость, и любовь, и горечь. Посмотрите на окружающих лиц: у каждого из них свое, только ему присущее отношение к происходящему событию - сожаление, возмущение, равнодушие.

Среди картин и офортов Рембрандта многие посвящены мифологическим и библейским сюжетам. Это была своеобразная дань художника особенностям своей эпохи. Однако любая картина Рембрандта на подобные темы, несмотря на кажущуюся отдаленность сюжета, удивительно жизненна. Все его Авраамы, Товии, Аманы, в конце концов, не более, как голландцы, простые люди из народа, только в восточном одеянии. Сквозь канву сказочных тем прорывается жизнь, как она есть, та жизнь, которую художник всегда видел перед собой и от которой никогда не отступал.

Жизнь самого художника была сложна и горестна. Взлеты сменялись падениями, периоды светлого счастья - тяжкими бедствиями. Временами он был богат, временами нищ. Часто разделяют творчество Рембрандта на ранний и поздний периоды. Ранний - светлый, солнечный, радостный; поздний - исполненный мрачных тонов, горького, скептического отношения к окружавшей его действительности. Условно можно принять и такое деление, хотя и «ранний» и «поздний» Рембрандт равно правдив и равно прекрасен.

Все мы помним чудесный автопортрет художника с Саскией на коленях, показанный на выставке картин Дрезденской галереи. Ликующее, радостное лицо Рембрандта, обращенное к зрителю в смелом повороте, бокал искристого вина, поднятый высоко и гордо, лихая шпага, выписанная на переднем плане, женщина, улыбающаяся чуть заметно и стыдливо, - все это воспринимается как апофеоз человеческого счастья. Тридцать два года было художнику, когда он написал эту картину. Слава окружала его. Брак с любимой женщиной, Саскией ван Эйленбург, происходившей из старинной, аристократической фамилии, укрепил положение Рембрандта в мире голландского патрицианства, умножил его богатство, сделал его человеком «общества». О, это общество! Оно немедленно повернулось к Рембрандту спиной, как только творчество художника вошло в конфликт с его представлениями и требованиями. Ранняя смерть Саскии усугубила разрыв Рембрандта с окружающим его миром. Второй брак - «незаконный» - с Хендрикье Стоффельс привел в ужас ханжей из протестантской консистории, не остановившихся перед тем, чтобы «отлучить» Хендрикье от церкви, хотя Хендрикье, в недавнем прошлом простая служанка, была истинным, преданным другом художника. Она заботливо воспитывала Титуса, сына от брака с Саскией.

Рембрандта не щадил никто. Кредиторы буквально осаждали его дом. Картины художника перестали нравиться сытому голландскому бюргерству. «Ночной дозор» - великолепное произведение Рембрандта, выполненное им по заказу общества стрелков, вызвало у клиентов недоумение и обиду: вместо ожидаемого изображения доблестного офицерства художник дал нечто малопостижимое для умов этого привилегированного воинства - какую - то широкую народную сцену, наполненную звоном оружия, громом барабанов, движением толпы. А это «малопостижимое» в картине было необычайно реалистическим и тонким изображением того настроения и духа нидерландцев, который сделал их победителями Альбы.

К старости Рембрандт остался совершенно одинок: умер Титус, умерла Хендрикье, от него отвернулись друзья. Но не только личные бедствия, потери близких людей терзали сердце художника. Жизнь голландского народа, победившего испанцев, была полна жестоких противоречий. Пока верхушка бюргерства набивала себе карманы, жирела и накопляла богатства, народные массы Голландии, несшие на своих плечах всю тяжесть войн и колониального предпринимательства, «уже в 1648 году более страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы» (К. Маркс). И художник не мог этого не видеть. Народ Нидерландов и есть главный герой картин Рембрандта; ему отдал художник свою душу, ему подарил свою волшебную кисть, свой светлый гений. Изумительный мастер колорита, Рембрандт всегда умел борьбой света и тени ярко выделить главное в своих картинах, подчеркнуть идею произведения. Все малозначащее уходит у него в полумрак, все основное сверкает и искрится причудливыми красками. Детали не играют роли, они существуют, если помогают осмысливанию главного; их нет или они превращены в живописный намек, если не служат этой цели. Старики, старухи, нищие, солдаты, ремесленники, выписанные кистью Рембрандта, останавливают на себе взор зрителя с гипнотической силой. Вы всматриваетесь в них - и какое - то спокойствие духа нисходит на вас. Все чудесно в этом простом и обыкновенном. И старость не страшна, ибо в ней мудрость. И беды человеческие преодолимы, ибо вечно жив всепобеждающий человеческий разум. Творчество Рембрандта не только реалистично, оно наполнено глубокой верой в человека, проникнуто жизнеутверждающим оптимизмом, вселяет бодрость и любовь к человеку.

На открывшейся в Москве выставке произведений Рембрандта мы видели его автопортрет, привезенный из Гааги. Перед нами старый человек. Все позади - и радости и горе. Жизненный путь подходит к концу. Но сколько величавого спокойствия в этом лице! Нет, недаром прожита жизнь! Сознание значимости всего свершенного озаряет это лицо, делает его вдохновенным, необычайным, хотя оно совсем обыкновенно - лицо старого голландца в костюме XVII века.

За свою жизнь Рембрандт создал около 800 картин, 300 офортов и 2 тысячи рисунков.

Рембрандт принадлежит не только своему народу - хотя прежде всего принадлежит ему: он дорог всему человечеству. Он дорог и нам, советским людям. Наша страна владеет одним из самых богатых собраний картин Рембрандта. И радостно то, что творения великого нидерландца в нашей стране стали известны всему народу. Они являются общегосударственным, общенародным достоянием, источником высокого наслаждения для каждого, кто любит искусство. Вот уже второй раз в Москве организована выставка картин Рембрандта, и всегда, как и в прошлые годы, залы полны народа. Искусство великого нидерландца, жизнь и творчество которого отдалены от нас тремястами лет, дорого, близко нам, ибо оно, это искусство, в совершенстве и великолепии своем бессмертно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены