Ведя борьбу с бандитизмом, днями и ночами не расставаясь с винтовками, сельская комсомолия активно работала в советских организациях. Идет ли продразверстка, ремонтируется ли школа, чинится ли грабли, прокладывается ли дорога - везде комсомол в первых рядах.
Если в 1920, 1921 гг. молодежь села под влиянием кулацкой агитации относилась подчас с некоторым недоверием к комсомолу, то в 1922 - 1923 гг. картина совершенно меняется. Везде и повсюду в селах возникают инициативные группы, которые просят разрешения назваться ячейками комсомола.
К 1925 году на общественной работе в селах было десять тысяч комсомольцев. На Украине тогда были 4 062 сельячейки ЛКСМ, насчитывавшие 65 344 членов. Сельский комсомол все больше становится политической и общественно - культурной силой на селе. Он - пропагандист идей советской власти, идей коммунизма: он - защитник батрачества, пионер новых форм хозяйства - он строит сельскохозяйственные молодежные коммуны, борется за урожай. Растет армия селькоров - комсомольцев, и против них, носителей идей коммунизма, практиков социалистического строительства, кулак направляет свой ржавый обрез, точно так же как он некогда встречал им комсомольцев города.
Комсомол на селе ликвидирует неграмотность - хранительницу «тьмы веков», колыбель суеверия и зоологического шовинизма, строит новую украинскую культуру, культуру социалистическую. На первом всеукраинском партийном совещании, в начале мая 1921 года, тов. Сталин сказал: «Украинская национальность существует и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор преобладают русские элементы, то с течением времени города будут неизбежно, украинизированы... города растут за счет деревень, а деревня является хранительницей национальности».
Сейчас происходит социалистическая реконструкция сельского хозяйства. Рост коллективизации превысил все планы. На базе сплошной коллективизации выкорчевывается кулацкое засилие. Селянство освобождается от самых тяжелых оков - власти земли. Это значит, что оно становится властелином земли. В этом всемирно великом историческом переделе сельский комсомол - в первых рядах энтузиастов.
Сплошь и рядом именно комсомольцы, молодежь вытравляют в сознании своих консервативных родителей недоверие к коллективизации... Каганюк Насте Сафроновне из коммуны имени Шевченко в Старо - Константиновском р - не Шепетовского округа лет пятьдесят. Тяжко трудилась она всю свою жизнь, молилась как и все, боялась «момунии» и постилась. Постилась она даже больше, чем полагалось по церковному ритуалу... Сын ее - Михалко и дочка Каталка пошли в коммуну, за ними пошла и она сама «Чула я - рассказывает Настя Сафронов - на, - що такий тепер свiт, що молодi старик перемажут... Казали менi на селi хозяева, стаpi люди: - «Куди ви пiдете, куди свою отару голову понесете?» А от бичу я i справдi в комунi краще жить. Правду казали Moi дiти...»
Подрастающее повеление, бедняцко-середняцкая молодежь - это поколение энтузиастов коллективизации. Вот почему, если за время с 1 апреля по 1 октября 1929 года в комсомол на Украине было принято 10 215 батраков, 17 682 бедняка и 2 279 середняков, то за такой же отрезок времени с 1 октября 1929 г. по 1 апреля 1930 г., совпавшей с усиленной коллективизацией села и ликвидацией кулачества, было принято в комсомол 22 374 батрака, 47 043 бедняка и 7 817 середняков, т. - е. почти в три раза больше.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.