Рассказы о новых профессиях

А Борин| опубликовано в номере №704, сентябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

И вот несколько лет назад взамен сотен тысяч кирпичей привезли на строительство дома всего три тысячи железобетонных деталей. Строителям оставалось только собрать их.

Это был крупный шаг вперед. Однако когда присмотрелись к работе строителей - монтажников, собирающих железобетонный каркас дома и навешивающих на него стены, то подумали: а нельзя ли еще больше облегчить их труд, еще полнее загрузить заводские цехи?

... На улицах наших городов и поселков каждый год вырастают тысячи разнообразных зданий. Строятся промышленные предприятия, школы, универмаги. Хотя эти сооружения и не похожи друг на друга, есть в них нечто общее. В таких домах стены выполняют в основном «ограждающие» функции. А каркас несет на себе тяжесть дома.

В жилых зданиях нет нужды строить просторные, неперегороженные помещения. Если жилой дом «разрезать» сверху вниз, то можно увидеть небольшие и одинаковые ячейки. Вот строители и подумали: нельзя ли «поручить» стенам - ячейкам, плотно скрепленным друг с другом, нести на себе тяжесть соседней ячейки, передать им «работу», которую выполняет в других домах каркас?

И тут перед заводскими цехами встала новая задача. Ведь только цельная и монолитная стена может вынести на себе изрядную тяжесть. Вместо отдельных деталей будущего дома - блоков и мелких панелей - на заводе начали изготовлять сразу стену комнаты. Целиком! С окнами и дверями. С вделанным внутрь змеевиком водяного отопления, с электропроводкой. С отрезками водопроводных труб и мусоропроводом. С готовой штукатуркой.

... На чем обычно чертят чертежи? Вероятно, на бумаге, на прозрачной кальке. «Чертеж» бескаркасного дома выполняют еще и на камне, на бетоне. Представитель новой профессии, мастер по монтажу бескаркасных крупнопанельных домов, приходит на площадку, когда заложен фундамент и построен подвал с перекрытием. Перед ним обширный «монтажный горизонт», поле будущей «битвы».

«Битва», как обычно, начинается с разведки. Мастер с геодезистом тщательно выверяют уровень площадки, определяют, на каком расстоянии от краев можно возводить наружные стены. На бетон ложатся красные полосы - линии нового «чертежа». Строго по проекту определяется место лестничной площадки, внутренних перегородок. Затем мастер составляет монтажную схему и вручает ее такелажнику.

Начинается «сражение». Мастер подает команду, и сигнальщик флажком оповещает крановщика: «Внимание!»

... Плавно плывет крюк крана. Медленно опускается он к монтажникам. Строители устанавливают панели «вилка в вилку». Из каждой панели торчат прутья железной арматуры - «фиксаторы». Без них стена к стене ровно не встанет.

Потом монтажники принимаются сваривать прутья арматуры и заливать швы между панелями цементным раствором. Через несколько дней раствор застынет и станет крепче камня.

Новый метод сразу показал свои преимущества. Хронометристы подсчитали, что установка наружной стены дома занимает в среднем 17,4 минуты, внутренней стены - 17,1 минуты, а для того, чтобы «накрыть» комнату потолком, требуется всего 7 минут.

Выходит, каждые 26 - 28 дней строится четырехэтажный дом на 32 квартиры. А рабочих на монтаже занято не более 14 человек, и трудятся они в две смены.

Если бы за это же время решили построить обыкновенный четырехэтажный дом, то понадобились бы две смены по 50 человек в каждой. Ведь затраты труда на строительстве кирпичного дома в семь раз превышают затраты на монтаже бескаркасного дома.

Вот что дал строительству новый метод.

В недалеком будущем появятся у нас десятки, сотни заводов, изготавливающих детали для таких домов. Выйдут на монтажные площадки люди технически грамотные, квалифицированные, настоящие индустриальные рабочие. Подаст команду мастер монтажников - главный лепщик дома, и сигнальщики взмахом флажка возвестят о начале очередного строительства.

Конец деревянного столба

В угольной шахте стоял деревянный столб. Он подпирал кровлю, сдерживая тысячепудовую тяжесть земли. Случалось так, что порода ломала столб, тяжелые глыбы рушились на углекопов, замуровывая людей в забое.

Чтобы избежать этого, старый забой закладывался «пустой» породой, и ненужная больше кровля не нависала над людьми.

Много часов трудился бутчик, складывая из кусков земли «бутовые стены». Иногда легче оказывалось просто завалить старый забой, обрушив над ним кровлю. На это трудное дело посылали посадчиков.

Посадчик устанавливал дополнительные подпорки между пустым и действующим забоем. Это была черта жизни и смерти. Все, что оста - валось по ту сторону ее, нужно было завалить стопудовыми глыбами. За эту черту уходил посадчик. Он рубил столбы, поддерживающие кровлю. Когда порода начинала рушиться, уходил из забоя, если, конечно, успевал...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я-11-17

Повесть о приключениях капитана Дементьева (Продолжение. См. «Смену» № 17)