В Москве, на улице Усачева, есть школа. Каждый год первого сентября приходят сюда мальчики и девочки в первый класс. Поднимаясь по широкой лестнице, они долго смотрят на портрет юноши, установленный на особом стенде. Старшие товарищи объясняют новичкам: «Это Андрей Пургасов - герой - партизан. Он учился здесь...»
Иногда в школу заходит Наталья Николаевна Пургасова - мать героя. Она живет на этой же улице.
Наталья Николаевна бережно хранит серую, потертую папку. В ней рисунки - дорогая память об Андрюше. Часто вечерами Наталья Николаевна раскрывает заветную папку, еще и еще раз перебирает рисунки. И тогда ей кажется, что все повторяется снова.
...1925 год. Трехлетний Андрюша сидит за столом, покрытым серой с голубыми цветами клеенкой. Мальчик рисует. На тетрадном листке появляется елка, над ней две черные вороны, они вот - вот сядут на верхушку дерева. За елью красным карандашом изображено солнце. Оно большое, листа не хватает, чтобы нaрисовать его полностью.
Вспоминается поездка к бабушке в деревню. Поле, рожь, а посередине - береза. Ветви ее опущены книзу, она немного раскачивается и тихо - тихо скрипит. Андрюша спрашивает сторожа деда Степана: «Отчего береза скрипит?» «Не скрипит, а стонет, - поправляет старик. - Срубят ее скоро, как межу станут распахивать».
А вечером при свете лампы мальчик долго рисует запавшую ему в память березу...
Припоминается многое: и первые дин учебы Андрея в школе и долгие разговоры его с отцом. Мальчик старался запечатлеть в рисунках все, что слышал и видел.
Как - то отец, вернувшись с работы, устало произнес:
- Ну и машинистка у нас! Злая, как ведьма...
Андрюша взял альбом, а через несколько минут представил на семейный суд очередную работу: в лесной чаще под высокой сосной сидит ведьма и что - то печатает на машинке. Над машинкой, распушив хвост, возвышается черный кот...
Однажды заболела сестренка Таня, и ее положили в больницу. Мальчик каждый день после уроков приносил для девочки рисунки, и все малыши в палате, получая их, приходили в восторг.
Андрей не расставался с альбомом, но это не мешало ему отлично учиться, быть хорошим общественником, заниматься спортом. Вместе с другими ребятами он провожал на далекий Амур первые эшелоны комсомольцев, мечтал попасть в Испанию, чтобы бить фашистов, взволнованно следил за героическим перелетом Расковой, Осипенко, Гризодубовой.
В альбоме, преподнесенном отважным летчицам пионерами, есть рисунок Андрея: «Встреча Расковой с медведем». Это одна из лучших работ, присланных детьми Советского Союза.
Наступило лето 1940 года. Андрей окончил десятилетку и ушел на действительную службу в армию. Из части он присылал домой много писем, в которых делился с матерью своими новыми впечатлениями. Одно письмо было особенным. «В моей жизни произошла большая радостная перемена, - извещал Андрей. - Здесь, служа в армии, я ясно осознал и понял, что должен вступить в ряды комсомола. Быть может, раньше я недостаточно серьезно понимал всю глубину значения этого шага. Теперь же я почувствовал, насколько для меня это важно и необходимо. Вчера я был принят в ряды ВЛКСМ... На душе у меня легко и радостно».
...22 июня 1941 года. Широкие полосы газетной бумаги скрестились на окнах московских домов, тревожные стоны сирен наполняли улицы. С фронта начали поступать сводки о тяжелых боях, но писем от Андрея не было.
Потом неожиданно в госпиталь, где Наталья Николаевна работала старшей сестрой, пришла короткая и радостная весточка из партизанского края: «Жив, бьем врагов!»
А вскоре, почти вслед за первым письмом, почтальон принес страшную весть:
«Ваш сын, Андрей Андреевич Пургасов, москвич, член ВЛКСМ, 1922 года рождения... пал смертью храбрых, сражаясь народным мстителем с немецкими оккупантами за благо Социалистической Родины. Геройски погиб 5 ноября 1942 года».
В смерть не хотелось верить. Неужели? Нет, нет! Не может быть... Но как - то зимой 1945 года пришел Леня Победоносцев - боевой друг Андрея, снял шинель и рассказал все...
После тяжелых, кровопролитных боев, понеся большие потери, дивизия, где друзья служили, попала в окружение. Пробиваться сквозь тылы врага приходилось мелкими группами. Андрей шел в группе, которая состояла из шести человек. Но вскоре трое погибло. Идти было трудно: не переставая, лили дожди, в лесах становилось холодно, сыро. Порою надежда на возвращение к своим казалась фантастической, но Андрей зло и уверенно говорил: «Ничего, мы за все рассчитаемся».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.