Расскажи мне обо всем!

Юлий Иконников| опубликовано в номере №1143, январь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Двадцатилетние мужчины.

А ты, коль пулею не сбит,

Ты, мне когда-то руку жавший,

Ты всем скажи, что я убит,

Что я не без вести пропавший...

Детским непостижимым чутьем поняли ребята важность сделанного ими открытия. Зимой 1965 года в окопе был найден второй воин. Снова тщательный поиск, но неумолимое время и тут взяло свое: истлело все. Только засыпанное слоем земли тело, только тонкая пластинка слипшихся бумаг да исковерканный взрывом, зажатый в руке автомат. На сохранившейся в кармане алюминиевой ложке незатейливо выцарапано: «1942 ЗМФ Заруба».

Первое имя! И невдомек выросшим в мирное время ребятам, что простая алюминиевая ложка во время войны представляла немалую ценность. Ложки вырезали из дерева, их отливали или выковывали из дюралевых обломков фронтовые умельцы, их выменивали при случае и разыскивали среди трофеев, принимали в знак дружбы, сохраняли на память о погибшем товарище.

Останки воина были захоронены на братском кладбище рядом с первым неизвестным, на обелиске было начертано: «М. Ф. Заруба». Может быть, это имя погибшего, но не исключено, что и сейчас живет где-то М. Ф. Заруба, воевавший под Керчью в 1942 – 1944 годах, который может рассказать о своей ложке, а может быть, и о судьбе ее нового владельца.

Я читаю выбранные из писем Сергея записи о Зарубе, а за строками видится хмурый январский день, стремительно несущиеся над самыми головами темные, косматые тучи, промерзший, серо-белый, весь в заиндевелой траве склон.

...Только что мы неожиданным броском почти без выстрела ворвались в немецкие траншеи и соединились с выходящими из вражеского тыла остатками десанта Главацкого. Сейчас мы развиваем прорыв. Меня недавно прислали в батальон взводным, но сменять пока некого, и я действую кан солдат. Редкая цепь, скользя и спотыкаясь по обледенелому склону, медленно движется вперед.

До плоской вершины остается несколько сот метров, ногда вдруг раздается приглушенный расстоянием артиллерийский залп. Воздух расступается перед снарядами с воем и скрежетом, впереди вздымаются столбы земли и дыма. Бросаясь на землю, я вижу, как сосед выбрасывает вперед винтовку и тоже шлепается РННЗ лицом. Блещет яркая вспышка... Из-под прикрывшей голову руки видно, как взлетает тело солдата и, описав короткую дугу, катится вниз по склону. Взрывы сливаются в сплошной грохот.

Счет времени потерян, обстрел кажется бесконечным. Наконец спустившиеся сумерки скрывают нас от немецких наблюдателей. Огонь начинает стихать. Громко и настойчиво звучат слова команды, поднимающей нас с земли. Оглушенные и обалдевшие, мы выбираемся из воронок и спешим к гребню высоты. Нам нужно выйти на него раньше, чем с противоположной стороны это сделают немцы, еще прижатые к земле ответным огнем наших пушек. Задыхаясь от напряжения, мы карабкаемся по склону, переваливаем через вершину и, наткнувшись на автоматные очереди, залегаем на скатах. Высота сто шестьдесят четыре и пять – наша! Обрушившаяся с небес темнота укрывает тех, кто остался лежать позади на склоне. Нам некогда было считать погибших и перевязывать раненых. К раненым пойдут санитары, мертвых разыщут и увезут погребальщики...

...Следующим был отрыт офицер. Ребята определили это по остаткам сохранившейся портупеи. Перебрав землю и еще раз внимательно осмотрев все вокруг, друзья собрали находки и возвратились домой. Больше всего ребят интересовала стопка слежавшихся бумаг. Документы переходили из рук в руки.

И вдруг на поверхность стола с мягким стуком упала тонкая целлулоидная пластинка.

– Ух ты... Смотри, буквы...

Они вертели пластинку, осторожно держа за ребра, разглядывали на свет. Поверхность затекла расплывчатыми пятнами, сквозь которые кое-где проглядывали четкие буквы. Местами они были написаны наоборот, смотрелись, как в зеркале.

После долгих препирательств решили попробовать снять чернила с одной стороны. На противоположной виднелись типографские знаки. Лишь только влажная ватка прошлась по поверхности, как сквозь пластинку проступила четкая надпись:

...С...С...ОЮЗНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ...АРТИЯ

(большее...ков) ...тарии всех ......няйтесь.

КАНДИДАТ......АРТОЧК...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены